Прошел очередной месяц новой реальности. Увы, ничего особо позитивного для российских автолюбителей он не принес. Наметилась небольшая тенденция на снижение цен. Практически все дилеры снизили цены, но только в сравнении с мартом-апрелем. Сегодня любой автомобиль превратился в роскошь. Да и как иначе, если поступлений в автосалоны практически нет. В мае во всей стране работало только два автозавода – УАЗ и Haval. Новым машинам взяться просто неоткуда и все внимание приковано именно к этой теме – когда конвейеры снова будут работать.
АвтоВАЗ
Основная надежда на Тольятти, где во всю готовят дауншифтинговый вариант Granta. Обещали начать продажи в июне, но не успевают – теперь новый срок июль. Несколько вариантов такого «лоукоста» уже собрали, что за машина примерно понятно. Из обычной Granta выкинули подушки безопасности, , , мультимедиа с большим экраном, круиз-контроль, второй и ряд датчиков управления двигателем. Автомобиль по документам будет отвечать экологическому классу ЕВРО-0 (привет, карбюратор!), но в реальности, по словам инженеров, выбросы будут на уровне ЕВРО-2, останется и каталитический нейтрализатор, хотя без второго кислородного датчика смысла в нем не очень много. ЭРА-ГЛОНАСС до 1 августа ставить не будут, дальше – по ситуации.
Есть отзывы поездивших на первых собранных экземплярах. Если не считать заметного снижения уровня безопасности, то Granta как Granta, со всеми ее нюансами. Хотя есть небольшой позитив по части динамики – без экологического ошейника даже 90-сильный 8-клапанный мотор поехал пошустрее.
Но это нюансы, главное, чтобы завод наладил массовый выпуск хотя бы таких машин, да и цену смог удержать на приличном уровне, хотя бы не выше миллиона рублей за максимальную версию.
По другим моделям, в частности Нивам, дауншифтинговая работа тоже ведется, но там пока конкретики мало – все силы брошены на Granta.
Москвич
Завод «Рено Россия» в Москве последние несколько недель является главным шоуранненом российского авторынка. Renault продали его правительству Москвы. Для реношников он давно стал обузой, потому что сборочных мощностей у них и в Тольятти много, а содержать завод со столичными налогами и зарплатами дорого. Так что в Renault наверняка были рады избавиться от обузы. Сумма сделки не разглашается, но даже если она составляет 1 рубль, то для Renault соглашение не кажется провальным.
А вот зачем завод правительству Москвы загадка. Конечно, все слышали про бравурные заявления возродить марку «Москвич», но если подходить к вопросу не с точки зрения ура-патриотизма, а с технической логики, то все плохо. Кроссоверов Renault, которые собирались в Москве до этого, на новом заводе не будет. Duster по лицензии и под брендом Lada будут собирать в Тольятти (но это дело не ближайших месяцев, если через год смогут начать — уже хорошо), Arkana и Kaptur свой жизненный путь в России завершили – у них слишком скромная локализация, да и АвтоВАЗ всех не вытянет, смогут собирать Duster уже хорошо.
Партнером завода «Москвич» назначен КамАЗ, но у него нет легковых моделей. Идет разработка электромобиля КАМА, но его ждать ранее 2025 года не приходится. Чем занимать завод? Очевидно, что будут попытки договориться с какой-то из китайских марок о сборке и брендировании. Называется JAC, но без конкретных моделей, да и то потому, что он уже и так сотрудничает с КамАЗом, связь какая-то есть. Фигурируют еще пара брендов, но ясности нет. Новое руководство завода говорит о начале производства уже в 2022 году, но даже если это будет крупноузловая сборка с прикручиванием эмблемы «Москвича» к готовой машине, то даже такие вещи в столь сжатые сроки не делаются. Короче, сплошной популизм. Мы бы пока на «Москвич» не рассчитывали в плане выпуска автомобилей.
Другие бренды
По другим маркам почти ничего непонятно. Об уходе заявил только Renault, но у него странный уход. Долю в АвтоВАЗе он передал под управление с возможностью вернуться в течении шести лет. Обещал помогать запчастями и инженерией, но без упоминания бренда. На АвтоВАЗе когда-нибудь могут наладить сборку и Logan нового поколения. Старых логанов и сандеро точно уже не будет.
Говорят, следующим на выход станет VAG. Завод в Калуге не работает, сборка в Нижнем Новгороде не ведется. Пока думают, но если решат уйти такого финта как с Renault уже не получится – уход будет окончательным. Завод тоже вряд ли кому-то будет нужен с учетом того, что сборочных площадок сейчас в России и так огромное количество пустует.
Stellantis тоже думает, что делать. Судя по всему из России они уйдут и отправятся в Индию. Не сказать, что это ключевой игрок на рынке, но завод в Калуге у них есть, его судьба также печальна.
Заметно негативнее ситуация стала по японским брендам. Завод Mazda еще в апреле работал на приличных объемах, но в мае встал. И есть мнение, что навсегда. По логистике доставлять запчасти из Японии во Владивосток несложно, но, судя по всему, японцы сами не хотят продолжать работу в России. Toyota тоже остановила завод, но им в Санкт-Петербург сложно везти компоненты. Импорта машин тоже нет. Nissan уже объявил, что его завод под Питером не будет работать как минимум год.
Самая непонятная ситуация с корейцами. Ни , ни Hyundai сейчас тоже не собирают машины ни в Калининграде, ни в Санкт-Петербурге. У корейцев большая доля на российском рынке, очень сомнительно, чтобы они захотели уйти насовсем, но пока выжидают. Хотя санкций от Кореи особых не было.
Отдельно хотелось бы остановиться на китайском . Еще месяц назад были громкие заявления, что уж в Китае-то мы машин купим сколько угодно. Но что-то не спешат заваливать ребята из Поднебесной наш рынок своей продукцией. Во-первых, ковид в Китае не закончился, и заводы там работают не на полную мощность. Говорят, даже самим китайцам машин не очень-то и хватает, куда уж тут везти в Россию. Во-вторых, все побаиваются вторичных санкций, поэтому поставки не наращивают, ограничиваясь имитацией деятельности.
В общем, ситуация не очень радужная. Импортозамещение очевидно проваливается, в России просто не делают запчастей в нужном ассортименте, Китай помогать не спешит, АвтоВАЗ что-то пытается сделать, но очевидно, что его инженерный и закупочный отделы не так эффективны как это представлялось еще месяц назад. Не хотелось бы уж совсем нагнетать обстановку, но пока новых машин в стране нет и до июля взяться им неоткуда.
Коронавирус вносит все больше новшеств в жизнь россиян. Казавшиеся еще…
Экономический кризис 2014 года очень сильно изменил автомобильный рынок России.…
Ужесточение экологических норм все сильнее и сильнее накладывает отпечаток на…
Народная мудрость придумала простую поговорку – кашу маслом не испортишь.…
Несколько лет назад компания Osram представила два новых типа ламп…
Чтение обзоров новых автомобилей может быть делом увлекательным. Журналисты и…