Renault F4R это двухлитровый двигатель, известный в России по автомобилям и Kaptur. Это одна из моделей, разработанных французской компанией в 90-е годы, когда в приоритете были рекорды по ресурсу и пробегам. Политика производителя позволила им получить долгий жизненный путь на конвейере и стать наглядным примером: чем старые технологии и подходы к производству отличаются от новых. В России Renault F4R любят, уважают и активно используют. Пусть новых Duster с 2022 года не продается, но старых по стране бегает еще достаточно, чтобы не забывать про этот двигатель.
История
Модель мотора представили в 1998 году. Для Renault это был определенный технологический шаг вперед. Двухлитровых моторов у них было много (чего только стоит модель F3R, прописавшаяся под капотом 41-го «Москвича»), но восьмиклапанных, а тут честный «шеснарь». Да, был F7R, но это спортивная версия, которая ставилась на ограниченный модельный ряд. F4R,наоборот, задумывался как мотор для основной линейки машин. Так оно и получилось: Espace 3, Laguna, Clio, Megan, Trafic – да, в общем, весь актуальный реношный ряд конца 90-х-начала «нулевых». Все ездили с F4R.
А потом в Renault провернули тот же ход, что и с популярными и K7M. Когда пришло время обновлять модель, мотор не отправили на пенсию, а перераспределили в бюджетные машины второго ряда. Так двигатель в 2010 году оказался под капотом Duster (а потом и российского Kaptur). Четные атмосферные два литра – такое в нашей стране любят. У нас двигатель продержался до 2022 года, причем его оставили даже после смены поколений у Duster, это просто удивительная история. Не сомневаемся, что он и сейчас бы продавался если бы Renault не ушла из России. Но увы, новых F4R сейчас нет в нашей стране.
136 «лошадок», которые снимали с двигателя с рождения, для конца 90-х было нормальным показателем, но в середине «десятых» уже смотрелось не очень серьезно. В 2014 году двигатель чуть модернизировали, повысив мощность до 143 л.с. Приемистости стало больше, но возникла одна очень неприятная проблема, о которой расскажем чуть ниже.
Помимо атмосферной версии в Renault развивали и турбированный вариант F4R для спортивного подразделения. Там мотор форсировали что мама не горюй. Рекорд поставил Megan RS, на котором «двушку» раскрутили до 245 лошадиных сил. Впрочем, это очень специфические версии, которые в России, к тому же, мало кому известны. У нас в ходу только «атмосферники».
Конструкция
Блок цилиндров . Тяжелый, но очень надежный. Головка блока алюминиевая, с двумя распределительными валами и гидрокомпенсаторами. Клапанная крышка выполняет роль постелей распредвалов. Установлен один фазовращатель (на впускном валу). Кстати, про него. В отличие от мотора K4M в Renault не стали избавляться от «фазика» при использовании на бюджетных моделях, что, однако, создало некоторые проблемы.
Привод ГРМ осуществляется ремнем, он вращает помпу. Интервал замены ремня долгое время был установлен на 60 тысячах километров, потом в Renault посмотрели на отзывы, что ремень слишком хороший при снятии на 60 ткм, и расшили интервал до 90 тысяч. Больших проблем это не создало, ремень и увеличенный интервал выхаживает без проблем. Но если ремень все-таки порвется, то ремонт головки блока гарантирован – клапана гнутся в 100 процентах случаев.
Особенностью мотора является большой заправочный объем масла. При замене пятилитровой канистры не хватает. С одной стороны, это не очень удобно, с другой – большой объем все-таки понадежнее если менять масло раз в 15 тысяч километров.
Степень сжатия изначально была в районе 10, что вполне приемлемо даже для 92-го бензина, однако необходимость соответствовать более строгим экологическим нормам и желание чуть повысить мощность заставили инженеров в одной из модификаций довести степень сжатия до 11,2. При этом в Renault в маркетинговых целях все равно допускали использование бензина с октановым числом 92 (очень не хочется в бюджетной машине, адресованной небогатым покупателям, писать «только 95-й»), что приводило к сильнейшей детонации, особенно летом. Детонация была такой сильной, что ее отлично слышали даже соседи по потоку. Естественно, это и сокращает ресурс, и приводит к перебоям в работе двигателя. При использовании 95-го, а летом даже 98-го бензина мотор работает и ровнее, и дольше. Но дорого выходит.
Достоинства
1. Главный плюс, за который любят мотор Renault F4R, это высокий механический ресурс. Очень надежный чугунный блок, невысокая степень форсировки, хорошо просчитанная конструкция – и как итог при должном обслуживании мотор до легко ходит 400, а то и 500 тысяч километров. Это не единичные случаи, а статистика. Возможны какие-то мелкие поломки вспомогательного оборудования, но именно «железная» часть (блок, поршни, вкладыши, коленвал и так далее) такие пробеги держат. В 90-е годы это было нормально, а вот по меркам «десятых» годов (на которые пришелся основной выпуск «Дастеров»), когда производитель перешли на одноразовые двигатели, такие результаты вызывают уважение.
2. Для России этот двигатель хорош своей распространенностью. На него много запчастей (в том числе и дешевого неоригинала), его хорошо знают в автосервисах, все болячки изучены и расписаны на форумах, на разборках много контрактных вариантов и так далее. С обслуживанием F4R нет никаких проблем.
3. Двигатель хорошо подходит для установки ГБО. Головка блока с «гидриками» позволяет не беспокоиться о зазорах, а компоновка под капотом позволяет без проблем найти место для газового редуктора и форсунок. С учетом ряда недостатков (о них ниже) газ наF4R напрашивается.
4. Простая и понятная система охлаждения. Летом двигатель не страдает от перегрева, зимой обеспечивает хорошее выделение тепла, достаточное для работы печки.
5. Отсутствие масложора. Оговоримся, что расхода масла двигателя нет конструктивно. С завода F4R угаром не страдает, но он может появиться на больших пробегах. Каких? У всех индивидуально. Обычно первый расход владельцы замечают в районе 200 тысяч километров, но это все индивидуально. 200 тысяч без угара – мы считаем это плюсом по современным меркам, кроме того, потом мотор можно продолжать эксплуатировать, лишь чуть подливая масло.
Недостатки
1. Высокий расход топлива. Экономичностью F4R никогда не отличался. Даже с механикой по трассе Duster с этим мотором легко расходует 9 литров на сотню в «нормальном» режиме движения. В городе в 10 литров уложиться почти нереально. Совсем грустно становится, когда в пару к двигателю ставят старый 4-ступенчатый «», расход для компактного кроссовера становится каким-то совсем неприличным. С учетом того, что заливать лучше всего 95-й бензин (почему – мы рассказали выше), расходы на топливо для бюджетного автомобиля становятся немалыми.
2. Не очень высокая мощность. Для Duster и для Kaptur этот двигатель был топовым, но даже с ним динамику автомобилей нельзя назвать какой-то примечательной. Хватает, но не более того. Kaptur, например, в замерах всегда уступал своему главному конкуренту , да и в сравнении с «двушками» других компаний гордится было не чем. Не сказать, что мощности не хватало катастрофически, но определенная «старость» мотора была заметна.
3. Мелкие поломки. Высокий ресурс двигателя не означает, что весь этот пробег с ним не будет никаких проблем. Вот и с F4R во время эксплуатации тоже иногда как говорится бывает. Самая популярная – поломка фазорегулятора. Не очень Renault удалась эта деталь. У кого-то фазик ходит 100 тысяч километров, у кого-то 200 тысяч, но в любом случае его ресурс ниже чем у остального мотора, а о проблеме сообщит характерный треск и неровная работа двигателя. Поменять не очень дорого и не очень сложно.
Иногда текут сальники коленвала и распредвалов, это типичная болезнь Renault. Бывают случаи выхода из строя индивидуальных кашутек зажигания. Недолго живет задняя опора двигателя (это тоже семейная особенность). При использовании некачественного топлива часто забивается дроссель. Но это действительно редкие случаи. Часто ломается только фазорегулятор.
Итого
Чтобы понять особенности F4R достаточно сравнить его с мотором H5Ht, который на моделях и пришел на замену ветерану. Алюминиевый двигатель объемом 1,3 и турбиной расходует на 2-2,5 литра меньше на 100 километров,намного динамичнее и эластичнее, прекрасно переваривает 92-й бензин, имеет непосредственный и цепь в приводе ГРМ, которой хватает на несколько сотен тысяч пробега. В Европе, где машины эксплуатируют 3-4 года и где дорогое топливо, удивятся самим фактом сравнения этих моторов. Для них F4R это динозавр из прошлой эпохи, который нельзя считать современным двигателем. Но для России выбор оказывается не таким уж и однозначным. Да, у F4R большой расход и посредственная динамика, зато рачительному владельцу мотора хватит на 10-15 лет, а бензин стоит не так дорого: лишний расход не всегда окупает разницу в цене между двигателями. Кроме того, есть . Так что, несмотря на возраст, из-за потери F4R российскому рынку все равно стоит посочувствовать – сейчас таких моторов никто не выпускает, хотя в нашей стране у них есть своя целевая аудитория.
Автор — Александр Нечаев
Любой, кто хоть немного знаком с рынком подержанных автомобилей в…
В 2012 году АвтоВАЗ начал продажи автомобиля Lada Largus. Эту…
Чисто теоретически система охлаждения и обогрева в автомобиле должна быть…
Второму поколению Mitsubishi Pajero Sport повезло – годы его выпуска…
Кузов с индексом F30 стал шестым поколением «трешки». Выпускался он…
Corolla – один из самых популярных брендов Toyota, автомобиль производится…