ГАЗ-66: как поживает легендарная «Шишига» сейчас

Полноприводный грузовик ГАЗ-66 стал такой же легендой советского автопрома, как ульяновская «» или тольяттинская «». Производство этой машины началось в июле 1964 года – а это значит, что совсем недавно она отпраздновала большой юбилей! Ну чем не повод вспомнить историю модели и заодно поразмышлять, актуальна ли эксплуатация такого автомобиля сейчас?

Внешний вид ГАЗ-66 за 35 лет выпуска практически не изменился

Как и у большинства советских машин, история разработки ГАЗ-66 долгая и местами запутанная. Её непосредственный предшественник – ГАЗ-63 производства того же Горьковского автозавода. Он пошёл в серию еще в 1948 году. Несмотря на важнейшее значение для нашей страны, сверхсовременной эту машину назвать было нельзя, ведь ее основы заложили еще в конце тридцатых, а во время Великой Отечественной войны конструкцию дорабатывали, изучив опыт американских грузовиков того периода. Проще говоря, через десятилетие после начала выпуска ГАЗ-63 стало ясно, что модель стремительно устаревает и ей требуется замена. Проект по работе над новой машиной открыли в 1957 году.

ГАЗ-63, полноприводная версия широко известного семейства ГАЗ-51. Фотография автора

Именно в этот момент в Горьком было принято решение сконцентрироваться на непривычной для советских машин бескапотной компоновке. Новое веяние пришло с запада: немецкий Mercedes-Benz уже вовсю выпускал вездеход Unimog со сверхкоротким капотом, а в США началось освоение грузовиков, вовсе не имевших отдельного капота. Такая схема сулила серьезные преимущества: за счет более короткой базы автомобиль был более маневренным (что особенно важно на бездорожье), а водитель имел лучшую обзорность вперед. Кроме того, будущий ГАЗ-66 в сравнении с капотным ГАЗ-63 получил значительно более вместительную грузовую платформу, в целом будучи длиннее его всего на 13 сантиметров. Совершенно новая кабина имела не только удачный дизайн с большой площадью остекления, но и была менее металлоемкой. Снаряженная масса ГАЗ-66 ранних выпусков составляла 3470 кг – это лишь на два центнера больше старого «шестьдесят третьего».

Конструктивная схема ГАЗ-66 проста, все гениальное

При этом «Шишига» (именно такое прозвище быстро получил новый грузовик из-за числового индекса 66) получила не только значительно усиленные раму и элементы шасси, но и гораздо более современный двигатель. Это был знаменитый карбюраторный V8 серии ЗМЗ-53/ЗМЗ-66 объемом 4,25 литра и мощностью 115 л.с. Мотор развивал 290 Нм при 2000 оборотах в минуту, обеспечивая хорошие тяговые характеристики на пересеченной местности. Грузоподъемность поначалу ограничили на уровне двух тонн – но ГАЗ-66 мог тянуть еще прицеп такой же массы.

Компактный V8 от ГАЗ-53 и ГАЗ-66 до сих пор иногда ставят даже на Волги!

Как водится, в серию столь передовая машина пошла не сразу. Во-первых, Горьковский автозавод «погряз» в разработке малоперспективных моделей ГАЗ-62 и ГАЗ-68 грузоподъемностью около тонны. Во-вторых, Заволжский моторный завод задержал выпуск тех самых моторов V8. В итоге первые автомобили начали поступать к заказчикам (нетрудно догадаться, что основным среди них было Министерство обороны СССР) лишь спустя семь лет после начала разработки, в 1964 году. До конца года собрали только 500 машин, но дальше выпуск уверенно нарастал: 3,5 тысячи в 1965 году, 8,5 тысяч в 1967 году и 13 тысяч в 1968-м. Именно того приняли решение о снятии с конвейера сильно устаревшего ГАЗ-63, а по «шишиге» следовало увеличить производство до 30-35 тысяч экземпляров в год. В 1975 году были изготовлены уже 40 тысяч автомобилей этой модели.

Запоминающий дизайн кабины ГАЗ-66 – заслуга заводского художника Льва Еремеева. Того самого, что чуть ранее нарисовал первую «Волгу»

Надо ли говорить, что ГАЗ-66 зарекомендовал себя самым лучшим образом? С точки зрения проходимости он не имел равных в своей весовой категории не только в СССР, но и, пожалуй, во всем мире! Тем более что завод постепенно проводил модернизации модели. В 1968 году «Шишига» получила центральную систему регулировки давления воздуха в шинах, а позднее двигатель форсировали до 120-125 «лошадок». С 1985-го машина имела соответствующую новым международным стандартам светотехнику: с этого момента базовая модель называлась ГАЗ-66-11.

На основе ГАЗ-66 было разработано множество разных модификаций: от седельных тягачей до трехосного ГАЗ-34 (на фото). Но ни одна из них в серию не пошла

С увеличением выпуска в семидесятые годы ГАЗ-66 стал широко поступать в народное хозяйство, но крупным заказчиком оставалась армия. Очевидно, автомобиль не был лишен недостатков, и главные из них обусловлены как раз бескапотной компоновкой. Двигатель здесь фактически оказался в салоне – между водителем и пассажиром. Из-за этого кабина располагалась высоко над землей, имела неудобный вход-выход, была довольно тесной и вмещала лишь двух человек. Вдобавок к тому мотор повышал шумность и давал лишний нагрев салона. Эксплуатация машины в жаркое время года была настоящей проблемой.

Одна из интересных военных модификаций — десантный ГАЗ-66Б с мягким верхом

Ну а, пожалуй, главный недостаток модели выявился во время Афганской войны, когда «шишиги» массово пошли на фронт. Здесь быстро выяснилось, что сидящие «прямо на колесах» водитель и пассажир подвержены серьезному риску при подрыве машины даже небольшом фугасе. Капотные грузовики с вынесенной вперед передней осью (вроде УРАЛ-375 или ЗИЛ-131) были в этом смысле безопаснее.

«Шишига» освоила множество профессий и на гражданской службе

Именно по причине уязвимости экипажа во время чеченских конфликтов тогда еще актуальный ГАЗ-66 использовался в основном лишь как автомобиль тылового снабжения, а в сегодняшнее время армия его и вовсе почти не использует. Стоит отметить, что после военного «разочарования» во времена перестройки выпуск ГАЗ-66 постепенно пошел на спад. Если в рекордном 1986 году собрали 44 тысячи машин, то в 1989 – 40,6 тысяч. Ну а по-настоящему рухнуло производство «шишиги» в 1993-1994 годах – вместе с экономикой теперь уже независимой России. В 1995 году было собрано менее двух тысяч машин. Между тем, освободившиеся от оков советских министерств конструкторы завода старались вернуть модели популярность. Грузоподъемность подняли до 2,3 тонн, внедрили модификацию ГАЗ-66-40 с передовым турбодизелем ГАЗ-5441 мощностью 116 л.с, имевшим более высокий 382 Нм вкупе с повышением экономичности…

«Сводный брат» ГАЗ-66 – не менее знаменитый «газон», ГАЗ-53 с обычным задним приводом. У моделей общий двигатель и некоторые узлы ходовой части

Но основные недостатки модели, по сути, никуда не делись – а время было упущено, машина уже устарела. Военные под конец девяностых стали потихоньку закупать более современный ГАЗ-3308 Садко, созданный на базе «квадратного газона» ГАЗ-3307. Эта машина выпускалась с 1997 года практически до нашего времени. Сейчас на смену ей подготовлен ГАЗ Садко Next с кабиной от Газели. Но данные модели имеют ограниченный спрос – прежде всего, из-за своей цены…

Типичный современный «экспедиционник» на базе ГАЗ-66

Между тем, ГАЗ-66 за время выпуска с 1964 по 1999 год разошелся тиражом почти 970 тысяч экземпляров! И многие из них до сих пор на ходу. Но раз от машины практически отказались военные, то где же сейчас все эти автомобили? Правильно, списаны «на гражданку»! Будучи очень доступной, уже к началу XXI века «шишига» превратилась в популярный экспедиционный автомобиль. Её используют «продвинутые» путешественники, которым не хватает возможностей обычных и УАЗов и даже «». Как ни крути, а за счет больших колес и дорожного просвета даже сейчас «Шишига» превосходит в проходимости любой легковой внедорожник! Ну а штатной двухтонной грузоподъемности ГАЗ-66 для багажа путешественников хватает даже с избытком! Плюс к тому, грузовая платформа довольно вместительна, а стандартный армейский КУНГ можно превратить в домик, причем подходящий даже для зимней эксплуатации…

Сегодня ГАЗ-66 работает в роли внедорожного такси и даже эвакуатора застрявшей техники! Фото автора

Недостатки ГАЗ-66 для гражданской эксплуатации, увы, тоже очевидны. «Классический» карбюраторный мотор в связке с полноприводной трансмиссией неэкономичен, а вдобавок не позволяет разгоняться свыше 90 км/час даже на ровной трассе. Уровень комфорта в движении, естественно, несравним с современными автомобилями. Длинные перегоны в советском грузовике из шестидесятых способны выдерживать лишь очень непритязательные туристы. А для остальных «Шишига» сегодня является скорее этаким мобильным «глэмпингом», позволяющим забраться в глухие дебри и автономно прожить там несколько дней или даже недель, не тратясь на съем туристического жилья.

Сегодня «шишига» популярна в качестве внедорожного дома на колесах или даже передвижной бани!

Интересно, что готовых решений по замене родного мотора на ГАЗ-66 даже сейчас по-прежнему почти нет. Но старый добрый ЗМЗ V8 при своей архаичности и прожорливости все-таки имеет большие плюсы в виде простоты, надежности и ремонтопригодности конструкции. Запчастей к нему, вероятно, хватит еще не на один десяток лет. Да и сама по себе «Шишига» будет встречаться в глубинке на просторах нашей необъятной страны еще долгое время.

Автор — Александр Савин

ГАЗ-66 — весьма важное и в целом удачное наследие советского периода

Немаловажную роль в эксплуатации автомобиля играет охлаждающая жидкость. Для чего…
Развитие технологий все больше снимает с водителей различные нюансы управления…
При замене или простом обслуживании суппортов, рекомендуется смазывать трущиеся, подвижные…
Рано или поздно автовладелец сталкивается со следующей ситуацией: в условиях…
Среди возможных неисправностей перегрев двигателя является наиболее опасным, так как…
Как известно, принятые в феврале 2018 года поправки в прохождение…

Ссылка на основную публикацию