Российские автосалоны пустеют на глазах. Распродаются последние Polo и Rapid, завод Hyundai в Санкт-Петербурге простаивает с 1 марта. С его конвейера сходило по 200 тысяч автомобилей в год, в том числе «народные» модели B-класса Rio и Solaris. Провал в массовом сегменте может заполнить компания Iran Khodro с новым седаном Tara.
Иранцы готовы экспортировать до 100 тысяч автомобилей в год и даже открыть производство в России. В статье разбираемся, сможет ли экзотическая новинка заменить ушедшие модели и составить конкуренцию отечественной .
О компании
На вопросы об иранских машинах большинство ответит с улыбкой: «Они вообще есть?». А ведь Iran Khodro в 2022 году отпраздновала 60-летие и в нулевых предпринимала попытки экспорта в Россию. У нас до сих пор зарегистрировано десять тысяч седанов Samand 2006-2008 годов выпуска, а отзывы владельцев в большинстве положительные. Автомобиль хвалят за стойкий к коррозии кузов, просторный салон и неприхотливый мотор.
IRCO начинала в 1962 году с крупноузловой сборки грузовой техники и автобусов Mercedes-Benz. В 1966 братья Хаймени — основатели компании — наладили сборку первого массового иранского автомобиля. В страну завозили комплектующие британского седана Hillman Hunter и выпускали машину под именем Paykan. Модель подвергалась рестайлингу и модернизации, и производилась до 2005 года.
Сейчас Iran Khodro — крупнейший автопроизводитель на всём Ближнем Востоке. В Иране ей составляет конкуренцию только компания Saipa, которая тоже хочет попасть на российский рынок. Заводы IRCO расположены в Азербайджане, Египте, Сирии, Венесуэле и Сенегале. Иранцы экспортируют машины в Китай, ОАЭ, Сенегал, Турцию, Румынию и страны СНГ.
О «новой» модели
Tara — продукт совместной работы IRCO и Peugeot. Санкции вынудили французскую компанию прекратить сотрудничество, но это не помешало иранцам продолжить производство.
Седан скопировали с модели Peugeot 301. Tara выглядит внешне более агрессивно за счёт прямых линий в геометрии передних фар, но при взгляде сбоку сходства с оригиналом очевидны. Задние фары соединяет перемычка — автомобиль сильно напоминает одного из своих конкурентов
Салон просторный: длина автомобиля 4519 мм — это больше Rio, Vesta и Rapid. Багажник объёмом 506 л уступает только с его 530 л.
Под капотом
Мотор TU5 объёмом 1,6 л выдаёт 116 л.с. и 144 Н·м. В целом это тот же двухвальный 4-цилиндровый мотор с распределённым впрыском и ременным приводом ГРМ, который трудится в Peugeot Partner и Citroen Berlingo, за одним исключением: иранцы разработали собственную систему автоматического регулирования фаз газораспределения CVVT. Как это повлияет на надёжность сказать трудно. В остальном TU5 — неплохой агрегат, который легко выхаживает 300 000 км.
Мотор работает в паре с 6-ступенчатым автоматом или 5-ступенчатой механикой. АКПП — лицензионная копия японского Aisin, собранная в Китае. В надёжности Aisin сомнений нет, но как скажется китайская сборка покажет только опыт будущих владельцев.
Интерьер
Автомобиль оснащён не хуже своих конкурентов B-класса. За безопасность отвечают системы стабилизации и распределения тормозных усилий иранского производства, а также две фронтальные и две боковые подушки. Есть датчики света и дождя, Bluetooth, мультимедийная система с экраном, подогрев всех сидений и мультируль.
Передние сиденья с электроприводом и люк — редкие опции для B-класса, зато нет регулировки руля по выносу. Это создаёт неудобство для высокого человека. При парковке водителю помогают две камеры и парктроники.
В такой комплектации автомобиль привезли на автовыставку MIMS Automobility Moscow. Не факт, что на российском рынке сохранятся все опции. Возможно, чтобы предложить конкурентную цену, иранцы откажутся от некоторых «фишек».
Цены
Tara на иранском рынке в пересчёте на рубли стоит 1 120 000. Старт продаж в России планируется в начале 2023 года, но на Авито уже висит объявление о продаже автомобиля 2022 года с пробегом 2 500 км и автоматической коробкой передач. Он стоит 1 770 000 рублей. Лично я не знаю человека, который купит автомобиль неизвестной марки по такой цене.
Какие шансы у Tara на российском рынке
Успех иранской экспансии во многом зависит от ценовой политики. В IRCO это понимают и готовы разместить производство в России. В таком случае седан может продаваться по интересной цене 1,3–1,5 миллиона рублей. Вопрос в том, готово ли руководство страны допустить такую конкуренцию с отечественным автопроизводителем. Ждать осталось недолго — вскоре мы всё узнаем и поделимся с вами.
Автомобили с инжекторными двигателями имеют в своем оснащении датчик массового…
Развитие технологий все больше снимает с водителей различные нюансы управления…
Раз в год почти перед всеми российскими водителями встает вопрос…
Долговечность работы АКПП зависит не только от общих правил эксплуатации,…
Данная статья – мой личный взгляд изнутри Рапида, не обремененного…
Если раньше при покупке новой машины у российских автомобилистов выбор…