Сапун — одно из простейших и надёжных решений в технике. Конструкция не меняется десятки лет, а многие автовладельцы даже не знают о существовании дыхательного клапана. Хотя неисправность этой недорогой детали иногда становится причиной выхода из строя двигателя.
Устройство
Сапуны трудятся в нескольких узлах: передний и задний мосты, раздатка, КПП и картер двигателя.
Разберём работу сапуна на примере двигателя. Не все газы из камеры сгорания уходят через выпускной клапан, часть попадает обратно в картер, повышая давление в системе. Для сброса в картере предусмотрено отверстие, в которое установлен штуцер.
В нормальном состоянии штуцер перекрыт резиновой прокладкой, которую прижимает пружина. С ростом давления отверстие открывается, газы выходят из-под крышки сапуна и через патрубок возвращаются в цилиндры на дожигание. Как только давление выравнивается, пружина перекрывает штуцер. Система вновь герметична.
Дыхательный клапан выполняет две задачи. Открывается для выпуска картерных газов и не пропускает грязь и влагу внутрь. В редукторах, КПП и раздатке стоит такой же сапун, который выбрасывает воздух напрямую в атмосферу. Давление в этих узлах возникает от нагревания подвижных частей.
К чему приводит неисправность сапуна
Неисправность дыхательного клапана КПП является причиной течи масла, косвенно влияет на износ коробки. Тоже касается редукторов и мостов. Они сильнее других узлов подвержены загрязнению, сапуны часто забиваются и требуют регулярных осмотров.
Отдельно про сапун двигателя
Забитый сапун двигателя — серьёзная неисправность. Картерные и масло пойдут по пути наименьшего сопротивления: в лучшем случае приподнимется щуп, в худшем — от давления потекут сальники. В отличие от сапунов КПП и мостов, сапун двигателя защищён от грязи патрубком. Значит забиваться он может только тем, что выходит из картера: прорывающимся моторным маслом.
В нормальном режиме пары масла выходят через сапун в небольшом количестве. Если он забивается, выход масла увеличен. Забитый клапан, в таком случае, лишь симптом серьёзного заболевания двигателя:
— износ цилиндропоршневой группы;
— износ газораспределительного механизма;
— перелив или низкое качество масла;
— заклинивание клапана системы вентиляции.
Обслуживание и ремонт
Колпачок исправного сапуна должен свободно перемещаться на штуцере. В таком простом устройстве возможны две неисправности: клапан забит грязью и маслом или попалась бракованная деталь.
Сапун откручивается рожковым ключом и легко чистится, но надёжнее заменить его на новый. Перед установкой убедитесь в исправности клапана: если с усилием дунуть в штуцер, воздух выйдет из-под колпачка с гудящим звуком.
Заключение
Дыхательный клапан настолько прост и надёжен, что автовладельцы часто забывают о его важной роли. Он особенно уязвим на полноприводных автомобилях, которые часто ездят по бездорожью. Проверяйте сапуны во время очередного ТО, чтобы не попасть на дорогостоящий ремонт, и будьте уверены в своём авто.
Большинство водителей слышали о таком, известном на слуху, термине, как…
Нужно уточнить момент, некоторые автолюбители не различают разницы между, рулевой…
В любом автомобиле шаровая опора является важнейшим элементом подвески, выход…
Топливная форсунка (ТФ), или инжектор, относится к деталям топливной системы…
Количество автомобилей на дорогах возрастает, и с этим ничего не…
Вакуумный усилитель тормозов, как и любой другой механизм, имеет свой…