Моторы Lada Vesta – характеристики, проблемы и какой лучше

Lada Vesta – флагман АвтоВАЗа и один из самых популярных автомобилей на российском рынке. В последние годы он уверенно занимает вторую строчку по продажам, а когда-то даже лидировал. Машина выпускается уже 9 лет, пережила рестайлинг, глобальное обновление комплектующих, давно и хорошо изучена всеми в водительском сообществе. Однако все равно остаются вопросы по моторам. Вариантов вроде не так уж и много – за все время выпуска на машину ставили четыре двигателя, однако все равно есть, о чем поговорить.

Под капотом Lada Vesta

ВАЗ-21129

Это главный вестовский мотор. С ним автомобиль дебютировал в 2005 году, и он же до сих пор является основным силовым агрегатом. Особых изменений за годы выпуска именно эта модификация не претерпела, но вообще у двигателя длинная история модернизаций. По большому счету, это родственник двигателя ВАЗ-2108, родом из 80-х годов. Ближайший предшественник мотор ВАЗ-21126, у которого поменяли ряд датчиков и поставили новый впускной ресивер, из-за чего мощность удалось поднять с 98 до 106 л.с. В остальном конструкция очень типичная для ВАЗа – , алюминиевая головка блока с гидрокомпенсаторами, привод ГРМ ременный, фазовращателей нет.

Блок цилиндров ВАЗ-21126 — двигателя Лада Приора

В отношении к двигателю ВАЗ-21129 за годы выпуска произошла курьезная перемена – он устарел настолько, что по некоторым параметрам стал смотреться интереснее конкурентов. Нюанс в том, что большинство производителей пошло по пути облегчения моторов и увеличения мощности из-за чего ресурс и надежность агрегатов заметно упала. АвтоВАЗ, в силу своей технологической отсталости, продолжил выпускать олдскульные силовые агрегаты, которые по современным меркам выглядят очень неплохо по ресурсу. В 29-м двигателе нет фазовращателей, турбины, сложных термостатов, непосредственного , системы управления клапанами и так далее. А раз их нет они и не сломаются. Зато есть тяжелый чугунный блок, который держит геометрию лучше алюминия, есть гидрокомпенсаторы (редкая вещь сегодня) и невысокая степень сжатия, которая бережет поршневую систему. Вот и получается, что по железу 250-300 тысяч километров до ремонта 29-й мотор выхаживает без вопросов, а потом еще и относительно бюджетно ремонтируется. По современным тенденциям это хороший показатель.

Двигатель 1.6 106 л.с. ВАЗ-21129

Впрочем, это не означает, что для владельца машины все эти 300 тысяч будут беспроблемными. Если по железу все действительно ок, то вот компоненты подводят своим нестабильным качеством. Термостат, помпа, сальники, ролики – это все может сломаться в любой момент, отправив машину в простой. Но тут тоже можно найти позитив – запчасти на 29-й мотор есть в любых уголках нашей Родины, а поменять их может любой автомеханик. Даже если сломался, то бюджет и сроки ремонта очень гуманные.

Ремень ГРМ ВАЗ-21129

Еще из необычного – первоначально завод устанавливал регламент замены ремня ГРМ раз в 180 тысяч километров, это больше чем почти у всех именитых брендов и явный перебор для отечественного автомобиля. Сам ремень Gates, кстати, потенциально мог отходить такой срок, но он же не в вакууме работает. Не дожидаясь регламентной замены то клинили помпы, то ломались ролики, то ремень просто заливало маслом из-под головки, что почти всегда приводило к обрыву и погнутым клапанам. В 2018 году инженеры взялись за ум: интервал замены был сокращен до 90 тысяч километров, а поршни заменены на «безвтыковые», с тех пор 29-й мотор клапана не гнет.

К недостаткам стоит отнести еще два момента. Во-первых, двигатель склонен подъедать масло. Тут тоже раз на раз не приходится, у кого-то это проявляется прямо с завода, кто-то вообще не сталкивается с расходом масла. Но обычно такая проблема все-таки есть. Во-вторых, в морозы обмерзает система . Без дополнительного утепления ниже -30 машину лучше не эксплуатировать.

Уровень масла в двигателе

В целом, ВАЗ-21129 это простой и понятный двигатель, который радует относительно невысоким расходом топлива, дешевизной и простотой обслуживания и неплохим ресурсом до капиталки. В минусах очень нестабильное качество и, все-таки, мощность. В 2015 году 106 л.с. еще выглядели более-менее адекватно, но сегодня с Вестой конкурируют китайцы с турбомоторам отдачей под  150 л.с. По сравнению с ними ВАЗ-21129 просто не едет. Хотя как базовый мотор для спокойных покупателей он еще послужит.

ВАЗ 21179

То, что 29-й мотор слабоват, понимали и на АвтоВАЗе, поэтому задумались над новым, более мощным силовым агрегатом. Разработку с нуля не потянули, стали работать с агрегатами того же 29-го двигателя. В точно таком же чугунном блоке за счет хода поршней смогли довести рабочий объем до 1,8 литра. Плюс поставили фазовращатель (впервые в отечественном двигателестроении). Поменяли клапана, распредвалы, маслонасос, помпу и катколлектор. Разработка получилась бюджетной, но сам мотор, скорее, не оправдал ожиданий.

Двигатель 1.8 122 л.с. ВАЗ-21127

Да, мощность возросла до 122 л.с., а до 170 Нм. Но сказать, чтобы 79-й мотор был на голову быстрее 29-го не получается. Что говорить, если Веста с 1,8 так и не смогла объехать  Солярис/Рио с 1,6. При этом увеличение объема сразу сказалось на расходе топлива – он вырос как минимум на литр, а в городском цикле и того больше. Да еще и проблемы сразу дали о себе знать. Первые 1,8 из-за неудачных поршневых колец прямо с завода расходовали по 1-1,5 литра масла на 1000 километров. Это был прямо бич. На заводе вроде прореагировали, поменяли некоторые компоненты. Масложор вроде бы сократился, но не ушел совсем. Неудивительно, что многие покупатели выбирали более надежный и простой 1,6.

Двигатель 1.8 122 л.с. ВАЗ-21127

Неизвестно, как развивалась бы судьба ВАЗ 21179 дальше, но случился 2022 год. Производство мотора было остановлено из-за отсутствия иностранных комплектующих, завод начал работы по локализации. Под это дело провели небольшую модернизацию. Завод рассказал о 25 новых деталях. Двигатель тоже стал безвтыковым, получил измененную камеру сгорания и графитовое напыление для уменьшения трения. По обещаниям инженеров масложор удалось полностью победить. Двигатель даже получил новую маркировку ВАЗ 21179 EVO.

Двигатель 1.8 122 л.с. ВАЗ-21127

Однако его возвращение на Весту затянулось. Дело в том, что у АвтоВАЗа нет своей коробки передач, которая бы выдерживала крутящий момент в 170 Нм. Для вазовской 5-ступенчатой «механики» это слишком много. До 2022 года с 1,8 шла механика от компании Renault, но ныне такие варианты недоступны. Поэтому пришлось ждать пока инженеры завода не подберут в Китае вариатор и не пристыкуют его к 1,8. Такие машины начали продаваться только в 2024 году, поэтому о надежности и эксплуатационных особенностях обновленного 1,8 пока сказать нечего – слишком маленькие пробеги у первых владельцев.

В отсутствии других вариантов завод будет развивать ВАЗ 21179 EVO как топовый мотор. Уже известны планы по установке к нему в пару 6-ступенчатой «механики» китайского производства. Кроме того, есть планы по увеличению мощности, потому что 122 л.с. не сказать, чтобы очень много в нынешней ситуации. Но очевидно, что моторное будущее Весты связано именно с 79-м мотором.

Renault H4M

Этот мотор – отголосок сотрудничества АвтоВАЗа с Renault. Очевидно, что автомобилю требовалась версия с двумя педалями, но подходящей трансмиссии не было. Французы смогли предложить только вариатор Jatco, который устанавливался на многие их модели для российского рынка. А чтобы не адаптировать коробку передач к вазовским моторам, устанавливать ее вместе с двигателем H4M, который имеет давний опыт работы именно с вариаторами.

1.6 113 л.с. H4M Lada Vesta

Мотор имеет богатую историю. Разработала его компания Nissan. Он устанавливался на многие модели японского производителя в нашей стране. Qashqai,, Sentra, Tiida. А потом двигатель забрали себе инженеры Renault, которые им заменили и начали ставить в , Sandero и Duster. Кстати, с этим же мотором выпускалась Lada Xray, сначала с «механикой», а потом и с вариатором.

Двигатель 1.6 H4M

Двигатель этот совсем другой инженерной школы нежели у АвтоВАЗа. Блок из алюминия, привод ГРМ цепью, фазовращатель стоит еще с начала нулевых годов, сложные по конструкции впускные и выпускные коллекторы, но без гидрокомпенсаторов в ГБЦ. В итоге с мотора 1,6 снимали по 110-114 л.с. «Фишка» мотора в том, что для замены свечей нужно снимать впускной коллектор.

Цепь ГРМ в двигателе H4M

Двигатель, в целом, неплохой. Несмотря на алюминиевый блок до ремонта вполне может отходить 300-350 тысяч километров. Но ремонт будет уже дорогой. Цепь надежная, по мелочам тоже хлопот не доставляет. Конструктивный просчет только один – любит кушать масло. Эффект нестабильный, зависит от экземпляра к экземпляру, но у некоторых расход начинается прямо с завода. Также покритиковать этот силовой агрегат можно за отсутствие гидрокомпенсаторов, клапана нужно регулировать раз в 100 тысяч километров методом подбора толкателей, что дорого и неудобно для установки .

Сейчас Весту с H4M можно купить только на вторичном рынке. Неплохой это был вариант с вариатором. Но именно что был.

ВАЗ-11182

Этот временное решение, которое АвтоВАЗ использовал в 2022 году пока локализовывал 29-й двигатель. После того как «шеснарь» начали производить в достаточных количествах надобность в «восьмиклопе» отпала. Грустить по этому поводу не стоит. 82-й двигатель весьма неплох для Гранты, но откровенно слаб для более тяжелой Весты. Если в городе за счет хорошей тяги на низких оборотах он еще хоть как-то конкурентоспособен, то вот на трассе езда превращается в мучение – мощности откровенно не хватает.

Двигатель ВАЗ-11182 на Лада Веста

Сам двигатель тоже еще один родственник ВАЗ-2108, который несколькими модернизациями довели до мощности в 90 л.с. Одно из достижений последних ревизий – новая ГБЦ с толкателями вместо шайб в регулировке клапанов. Это усложнило установку на мотор ГБО, но сократило количество визитов в сервис. Вообще, мотор очень простой и дешевый в обслуживании. Если кому-то очень хочется найти его под капотом , то можно посмотреть машины 2022 года выпуска на вторичном рынке. Но, пожалуй, не стоит. Лучше все-таки остановиться на 29-м двигателе.

Получается, что сейчас АвтоВАЗ предлагает два варианта для покупателей Веста: 1,6 с МКП и 1,8 с вариатором. Выбор мотора, как нам кажется, тут вторичен, нужно определяться с коробкой передач. Есть надежда, что инженеры все-таки доработали 1,8, и он не будет с такой силой потреблять масло как раньше. Если это так, то 1,8 выглядит пока самым интересным мотором для Vesta.

Автор — Александр Нечаев

Lada Vesta NG

К Lada Vesta я всегда относился положительно. Для меня это…
Чтение обзоров новых автомобилей может быть делом увлекательным. Журналисты и…
Тенденция последних лет в двигателестроении очевидна – почте все производители…
АвтоВАЗ, пожалуй, чемпион российского рынка по количеству машин с приставкой…
Часть жителей нашей страны недолюбливают автомобили марки Lada, считая их…
Молодое поколение водителей уже и не знает, что раньше инжекторных…

Ссылка на основную публикацию