Когда в 2022 году все европейские производители ушли из России, а китайский автопром стал единственным источником пополнения парка в нашей стране много было разговоров на тему: почему бы китайцам не привезти в нашу страну какую-нибудь простенькую и дешевую модель, которая бы расходилась большими тиражами и приносила бы производителю навар не с маржи, а с оборота. Предполагалось, что такой машиной может быть какой-то небольшой седан B-класса. Но не сложилось. Зато в 2023 году Haval начал продажи на российском рынке кроссовера M6, который вполне может претендовать на роль подобного народного автомобиля. Да, машина не столь дешева как многим хотелось бы, но зато она сильно выделяется из плеяды бюджетных китайских кроссоверов своими размерами и подходом к проектированию. Российские водители потихоньку присматривались к машине, а потом начали покупать – уже в марте 2024 года М6 вошел в ТОП-10 по продажам на российском рынке.
М6 сделан на платформе хорошо известного в России Н6, а тот в свою очередь был срисован с Honda CR-V, то есть базируется М6 на весьма древней тележке. Если бы нас попросили описать М6 одним словом, то бы использовали слово «олдскульный». В нем все не так, как сейчас проектируют машины в Китае, а ездовые повадки и подходы к эргономике навевают воспоминания о машинах прошлого десятилетия. Удивительно, но часто это оказывается плюсом.
Кузов
При первом взгляде на автомобиль трудно скрыть эмоции о его размерах. Габариты это первая серьезная заявка на успех от М6. Когда в одном автосалоне рядом стоят длиной 4470 мм и M6 длиной 4660 мм за одну цену задумаешься – а если нет разницы зачем покупать меньший автомобиль. По размерам в своей ценовой категории конкурентов у М6 нет. Москвич, Coolray, Tiggo4 – они все заметно меньше. По-хорошему, М6 нужно считать не компактным, а среднеразмерным кроссовером, да вот незадача – все похожие по габаритам машины дороже как минимум на 500-700 тысяч рублей, что делает сравнение бессмысленным.
Дизайн М6 выполнен в нарочито спокойном стиле. Если большинство китайцев проектируется по принципу стильно, модно, молодежно, то у М6 более спокойный внешний вид, без кричащих акцентов и привлечения внимания. Кто-то назовет это скучным, кто-то, наоборот, понятным и универсальным, но дисгармонии от пропорций нет – дизайн подобного плана никогда не бывает на пике моды, зато долго сохраняет актуальность. Просто обычный автомобиль.
Машины 2023 года завозились из Китая, в начале 2024 года сборку наладили на заводе Haval в Туле. Но вне зависимости от места производства кузов изготавливается по одинаковой технологии – почти у всех панелей (кроме крыши) двухсторонняя оцинковка. Это вселяет надежду на долгую безкоррозионную эксплуатацию. Гарантия от сквозных дыр составляет 6 лет, но насколько стойкой машина будет к ржавчине покажет только время. Владельцы H6 на коррозию не жалуются.
Качество сборки среднее. Панели подогнаны нормально, кузовные зазоры не идеальные, но адекватные. Недостатком можно назвать только плохое закрывание дверей. На это жалуются многие владельцы М6, причем логика проблемы не прослеживается – у кого-то плохо закрываются передние двери, у кого-то задние. Видимо, как повезет. Кто-то пишет, что со временем уплотнители разрабатываются и ситуация становится лучше, но тоже раз на раз не приходится. К дверям есть еще одна традиционная претензия – они не закрывают пороги, из-за чего те постоянно грязные. Учитывая высокую посадку, вылезти из автомобиля и не испачкать штаны может быть непросто.
Боковые зеркала шикарные. Они настолько большие, что их особо и не нужно регулировать, водителю все видно при любой посадке. Электрообогрев и электрорегулировка у них есть, а вот электропривода складывания нет, это нужно делать руками.
Передняя оптика у М6 полностью светодиодная — ближний, дальний и дневные ходовые огни. Головной свет шикарный. Даже у более дорогих машин не часто встретишь такие фары. Кроме того, есть светодиодные противотуманки, которые еще больше увеличивают эффективность освещения. А на других китайцах противотуманки еще придется поискать…
Салон
Дизайн внутренней части М6 тоже не несет каких-то откровений, смотрится нормально, но не более того. Пластик достаточно жесткий, хотя его и попробовали приукрасить псевдопрострочкой, а приятной кожей отделаны только подлокотники. На новой машине ничего не скрепит и не гремит, но сколько салон продержится сказать сложно. Кресла не обшиты кожей, зато они правильного размера, с отличной боковой поддержкой и очень удобные. Устроиться можно с любым ростом, в дальней дороге ничего не затекает. Удивила функция регулировки высоты водительского кресла. Она есть, но механизм поднимает/опускает на все кресло, а только заднюю его часть. Получается регулировка не высоты, а наклона сидушки.Удивительно, но это тоже позволяет найти более удобное положение за рулем. За кресла однозначно зачет.
В эргономике водительского места очень хорошо прослеживаются нотки машин прошлого десятилетия. И это хорошо. Подогрев сидений можно включить с физических кнопок и не лезть для этого в мультимедиа как у современных авто. Руль регулируется не только по высоте, но и по вылету, что прямо какой-то бич среди бюджетных китайцев. Вместо электронной приборной панели с аляповатым дизайном и плохой информативностью аналоговые стрелки в двух классических колодцах. Монохромный дисплей бортового компьютера размером со спичечный коробок своим существованием может кого-то покоробить в 2024 году, но с функциональной точки зрения к нему вопросов нет, информация считывается отлично. А что еще нужно от приборной панели? Кочерга управления роботизированной коробкой выглядит анахронично, но она удобнее и информативнее чем кругляш у Джолиона или джойстики вычурной формы типа как у Кулрея. Смотришь на М6 и понимаешь, что далеко не всегда развитие автомобильной мысли идет правильным путем,а традиционные решения часто оказываются удобнее новомодных.
По части эргономики мы нашли только одну проблему – полуаналоговое управление климатом. Из физических органов управления есть кнопка включения-отключения климатической системы и кругляш, который регулирует скорость работы вентилятора, но вот менять температуру и регулировать направления потоков нужно на сенсорном экране. И это ужасно, особенно в случае с температурой, потому как попасть в мелкие кнопки «плюс» или «минус» на экране непросто, приходится отвлекаться от дороги. Можно, конечно, включить автоматический режим климата и самому ничего не трогать, но это срабатывает не всегда – 22 градуса у китайских инженеров отличаются от общепринятых, в машине то жарко, то холодно.
Вообще, головное устройство это, пожалуй, единственный минус древности платформы М6. Дисплей вроде бы немаленький, но быстродействие среднее, а чувствительность экрана так себе. Но самая главная проблема – функциональность. Кроме музыки и радио мультимедиа ничего больше не умеет. Подключить телефон по блютузу можно, но громкая связь такая плохая, что пользоваться ей не хочется. Картинка с камеры заднего вида не очень четкая и без динамической разметки. Встроенной навигации нет, AndroidAuto и CarPlay тоже. Умельцы уже научились перепрошивать головное устройство, чтобы хотя AndroidAuto работал. Но все приходится делать через костыли, на свой страх и риск.
Чего в салоне не отнять – так это мест для различной мелочевки. Есть большой подлокотник с боксом, два подстаканника со съемной перегородкой, ниша около ручника, полка около левого колена водителя, перчаточный ящик размером А4 (правда, без подсветки), прикольная площадка для телефона под экраном, большие карманы в дверях и огромная ниша под рычагом КПП. Она сделана так скрытно, что владельцы машины далеко не сразу узнают о ее существовании, а там находится 12-вольтовая розетка и большая полость для поклажи.
По шумоизоляции М6 нельзя отнести ни к чемпионам, ни к аутсайдерам – «шумка» средняя. Двигатель вроде от салона изолирован хорошо, но колесные арки слышно, да и стекла тонкие, тоже передают много акустической информации с улицы.
На заднем сидении ожидаемо просторно. Даже за рослым водителем можно сидеть закинув ногу на ногу, а ширина салона такая, что третий человек поместится без особо ущерба для комфорта. Из «плюшек» для задних пассажиров есть отдельные воздуховоды и один разъем USB. Подлокотника нет, зато наличествует нечасто встречающаяся в машинах такой цены функция регулирования наклона спинки. Положений всего два, но они отвечают типичным задачам пассажиров заднего ряда – либо едем нормально и более вертикально, либо откинулись и отдыхаем.
Багажник
Относительно просторные задние места у кроссоверов класса В тоже встречаются, но сравнение багажников никто из них с М6 не выдержит. Это какой-то трюм. Сайт производителя заявляет 808 литров объема, но это не очень привычные цифры, просто китайцы любят мерить не по полке, а при загрузке под крышу. Но в любом случае, багажник в своей ценовой категории у М6 самый большой – это однозначно. Задние сидения, естественно, складываются и, конечно в пропорции 40:60, что еще больше увеличивает пространство для грузов, но ровного пола нет и в помине, перепад большой.
Правда, когда отойдешь от осознания размеров багажника, начинаются вопросы к его организации. Во всем этом «сарае» нет ни одной полочки или закрывающейся ниши, то есть даже канистру незамерзайки закрепить негде. Шторка в комплекте не идет, хотя под нее предусмотрены крепления. Всем желающим заглянуть в окна содержимое багажника предстает в полной мере. Алиэкспресс и 4000 рублей решают проблему, но почему полку не кладет производитель с такой копеечной себестоимостью – загадка.
Под полом лежит докатка, на которой расположен внушительного размера пластиковый «тазик» с инструментами, который занимает кучу места. Подпол огромный, если этот «тазик» убрать, то в нишу без проблем поместится полноразмерное 17-дюймовое запасное колесо. Почему бы так не сделать на заводе – вопрос тоже риторический.
В целом, багажник очень большой, но заставляет владельцев заняться дооборудованием – купить шторку, придумать систему крепления, разобраться с подпольем, сконструировать органайзер для ровного пола и спальных мест…
Мотор и коробки
Образ М6, как автомобиля с традиционным подходом к конструированию, хорошо бы дополнил атмосферный мотор, но увы, у GreatWall таких в линейке не осталось. Поэтому под капотом прописалась традиционная для Китая «турбополторашка», правда, самая простая из всех возможных. У Haval есть два полуторалитровых турбомотора и многие их путают. GW4G15F выдает 143 лошадиные силы, имеет распределенный впрыск, 210 Нм крутящего и степень сжатия 9,3. GW4B15A выдает 150 л.с., имеет непосредственный , 230 Нм крутящего момента и степень сжатия 11,8. Так вот у М6 первый мотор – GW4G15F.
В России он уже известен по переднеприводным версиям Jolion. Двигатель считается клоном Тойота и по китайским меркам достаточно надежным. Во всяком случае среди владельцев Джолионов массовых жалоб на него нет. Относительно простая конструкция с всего одним фазовращателем и распределенным избавляют от неприятностей, которым подвержен более мощный «коллега», а степень сжатия 9,3 позволяет не считать цифру «92» на лючке бензобака шуткой, как в случае с более мощным мотором.
Обратная сторона простоты меньшая мощность и больший расход топлива. 143 «лошадки» для полуторатонного М6 хватает, но без запаса. Можно уверенно держаться в городском потоке и обгонять на трассе, но гонщиком и королем светофоров себя водитель М6 точно не почувствует. Как обычно, мощность турбированных моторов можно значительно увеличить чиповкой и М6 тут не исключение, но предсказать дальнейший ресурс сложно.
Расход топлива получается не самым низким. Паспортные данные для машины с«роботом» в городе – 11,5 литров. В реальности с пробками и зимними прогревами выходит даже больше. На механике и при езде по трассе расход падает, но все равно он на 0,5-1 литр больше чем ожидаешь от подобной машины. Хорошо, что 92-й бензин переваривается силовым агрегатом без проблем.
Если двигатель у М6 безальтернативен, то коробку передач выбрать можно. В ассортименте шестиступенчатая «механика» и семиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями. За ручную коробку Haval отдельное спасибо – любителям МКП сегодня и выбирать особо нечего, многие конкуренты просто не использую такой вид трансмиссии. К тому же к «механике» М6 вопросов нет – передаточные числа подобраны грамотно (на 6 скорости при 100 км/ч около 2100 оборотов), ход рычага небольшой, переключения четкие. Так что если кого-то не напрягает самостоятельная смена передач, то выбор отличный – «механика» и сама по себе дешевле, и позволяет экономить на топливе и обслуживании.
Если нужна версия с двумя педалями, то Haval предлагает роботизированную коробку. К ней нужно немного привыкнуть, потому что управление тягой неидеальное. При отпускании тормоза машина сама не трогается, нужно подгазовывать. Жмешь немного, ничего не происходит, жмешь посильнее и тут машина резво срывается с места. То ли коробка медленно реагирует, то ли настройка такая. Схожая ситуация, когда нужно разогнаться после проезда рельсов или лежачего полицейского – все происходит с каким-то подрывом. Наверное, к коробке можно привыкнуть и научиться дозировать тягу не по факту движения машины, а на глаз, но нужно именно привыкать. До плавности разгона машин на вариаторе «роботу», к сожалению, далеко. Также есть вопросы и к логике переключения. Например, на трассе при езде с постоянной скоростью на круизе коробка постоянно скачет между 6-й и 7-й передачами. Зачем? Непонятно.
Но не все так плохо, есть у трансмиссии Haval и очевидные плюсы. Если все-таки приноровиться к степени нажатия на педаль газа, то сами переключения передач проходят плавно, толчков нет. Кроме того, в отличие от вариаторных конкурентов, коробка передач не вызывает сомнений в ресурсе. Ее предельный момент 450 Нм, тогда как двигатель выдает максимум 210 Нм. Двукратный запас! Джолионы с такими же коробками уже три года продаются в России и никто не поломки не жаловался. В отличие от Москвичей, Cherry, Kai и прочих Baic с вариаторами. Там коробки нередко ломаются даже на маленьких пробегах.
Ходовая часть
Наследие древних платформ проявляется у М6 и в подвеске. Сзади у него не балка, как у схожих по цене автомобилей, а многорычажка. Впрочем, какого-то профита в практическом использовании это не дает. Управляемость М6 нормальная, но не более того. Машина уверенно стоит на прямой, послушно следует за рулем, но ожидаемо кренится в поворотах. Это даже минусом трудно назвать: повадок спортивных авто от семейного кроссовера ждать странно.
Еще одной отличительной стороной «олдскульности» является гидроусилитель руля в отличие от привычных сегодня электроусилителей. Баранку нельзя назвать очень легкой, зато у нее прекрасная обратная связь. В отличие от похожих на компьютерный джойстик рулей с ЭУР, старый-добрый ГУР очень четко транслирует куда повернуты колеса, какое покрытие под ними и в какую сторону направлена тяга. Но да, одним пальчиком не покрутишь. А еще ГУР это крест на всяких системах удержания в полосе, паковщиках и прочих электронных помощниках, но у М6 их всего равно нет.
Настройка подвески тоже сильная сторона машины. М6 нельзя упрекнуть ни в жесткости, ни отсутствии энергоемкости. Неровности машина проглатывает на ура, особенно хорошо удаются крупные ямы и лежачие полицейские, подвеска очень мягко отрабатывает. Мелкие стыки и камни под колесами заметны чуть сильнее чем хотелось бы, но по сумме факторов такая подвеска куда комфортнее, чем табуреточные настройки многих конкурентов.
Тормоза дисковые на всех колесах. Педаль длинноходная и информативная, эффективности хватает, но тормоза склонны к перегреву. Делать больше двух резких торможений подряд не рекомендуется, нужно дать колодкам и дискам остыть. Если это правило игнорировать, то уже на небольших пробегах тормозные диски могут деформироваться и начать бить. Кроме того, встречаются жалобы на заводские колодки, которые очень быстро и неравномерно стирают диск. Кто-то меняет колодки уже при пробеге в несколько сотен километров.
Солидные внешние габариты как бы намекают на приличный клиренс, но увы – под нижней точкой днища всего 170 мм, что не так уж и много. Бампера и пороги высокие, парковаться удобно, но на бездорожье можно легко сесть на «брюхо». Полного привода у автомобиля нет. Небольшим подспорьем может только служить система ESP, которая умеет притормаживать буксующее колесо. Если хочется преодолеть препятствие ходом, систему стабилизации можно отключить. В целом, с асфальта съезжать можно, но о каком-то бездорожье на М6 говорить не приходится.
Комплектации и цены
Haval избавил покупателей от мук выбора версии машины – в России М6 продается в одной-единственной комплектации. По современным меркам ее не назвать богатой, однако все, что действительно нужно, в машине есть:
• Климат-контроль
• Круиз-контроль
• Светодиодная оптика и ПТФ
• Полный электропакет
• Подогрев передних сидений
• Система контроля давления в шинах
• Камера заднего вида и задние парктроники
• Две подушки безопасности, ABS,
• Бесключевой доступ
Кто-то посетует, что подушек всего две, кому-то хотелось бы подогрев руля или лобового стекла, но минимально достаточной единственную комплектацию М6 не признать нельзя.
Выбрать покупателю нужно только из двух видов коробок передач и трех вариантов окраса (белого, серого, черного). Машина с ручной коробкой по прайсу стоит 2,18 млн руб, а с роботизированной – 2,3 млн руб. При этом на момент написания статьи на машины 2023 года выпуска были скидки до 200 тысяч рублей. Доплаты за цвет нет.
В схожем бюджете можно найти много китайских кроссоверов. Какие-то по отдельным дисциплинам будут лучше. Coolray динамичнее, оснащеннее, у Jolion круче мультимедиа, Москвич 3 дешевле и так далее. Но все они меньше по размерам и отличаются по ощущениям. М6 больше похож на те машины, к которым привыкли российские водители до начала массовой китайской экспансии. Он проще технически, более понятный и традиционный, а самое главное очень большой. Посмотрите сравнительные тесты на Ютубе, у М6 очень теплые отзывы в комментариях не от профессиональных блогеров (объективно у М6 есть, к чему докопаться), а от простых водителей, которые получают просто удобную машину. Удивительно, но для того, чтобы сделать востребованный автомобиль иногда полезно подсмотреть решения в прошлом.
Автор фото и текста — Александр Нечаев
Кроссовер Renault Duster второго поколения появился в Европе еще в…
Народная мудрость придумала простую поговорку – кашу маслом не испортишь.…
Формула, по которой появился на свет Renault Duster, была очень…
Вынесенный в заголовок вопрос можно причислить к категории вечных, то…
Несколько лет назад компания Osram представила два новых типа ламп…
Двухлитровый мотор Kia-Hyundai G4KD давно на слуху у отечественных водителей.…