Двигатель 1HD-FTE довольно широко известен в России благодаря популярному внедорожнику Toyota Land Cruiser поколения J10 (он же TLC100). Что это за агрегат и каковы его особенности, разберемся в статье.
Хотя шестицилиндровые дизели японского гиганта ведут свою историю еще с 1967 года, непосредственными предшественниками данного двигателя стали 1HD-T и 1HD-FT. Первый дебютировал в начале 1990 года вместе с легендарным , а второй появился при модернизации этой же модели в 1995-м. Оба мотора имеют наддув (что указывает буква T в индексе), а разница между ними заключается в том, что последний обрел четыре клапана на цилиндр вместо двух. Об этом говорит как раз литера F (Four) в его обозначении. Разница в параметрах между этими агрегатами невелика. Максимальная мощность – 167 и 170 л.с. соответственно, крутящий момент – 360 и 380 Нм.
Предмет сегодняшнего разговора – более свежий и актуальный двигатель 1HD-FTE. Он вышел в свет вместе с Toyota Land Cruiser в 1998 году и базировался как раз на 1HD-FT. Мотор имеет аналогичный ему блок цилиндров: их шесть, расположенных в ряд. Хотя рабочий объем 4163 см3 не менялся со времен 1HD-T, мотор существенно форсировали: мощность достигла 205 л.с, подняли до 431 Нм. При этом тойотовские инженеры смогли сделать 1HD-FTE чуть более низкооборотным, а значит – потенциально более ресурсным. Все это достигнуто за счет переработанного ТНВД с электронным управлением, новых распредвалов, поршней и клапанов, а также доработанной системы охлаждения и увеличенного объема смазочной системы.
Между тем, основные принципы конструкции «по железу» 1HD-FTE сохранил. Здесь не только цилиндров, но и головка из такого же материала. Несмотря на наличие 24 клапанов, агрегат имеет только один распредвал. Среди прочего это позволило сделать более коротким ремень ГРМ и главное – снизить нагрузки на него. Да, на таком ресурсном моторе ожидаешь увидеть цепь, но ременный привод явно не является его слабым местом. Свой интервал замены в 100 тысяч километров он ходит уверенно, без обрывов.
Стоит отметить, что клапанный механизм не имеют гидротолкателей: производитель рекомендует регулировку клапанов каждые 40 тысяч км, но на практике она требуется гораздо реже. К слову, производитель заявляет пробег двигателя «до первой переборки» на уровне 400 тысяч километров. После этого может понадобиться замена поршневых колец и/или шатунных вкладышей. Заодно при осмотре головки блока стоит обратить внимание на состояние самих клапанов и их направляющих, а также маслосъемных колпачков, распредвала и оси коромысел.
При этом среди неприятных особенностей серии 1HD с большими пробегами называют ощутимый угар масла, примерно литр на каждые 5000 километров. Но для пожилых дизелей, тем более с наддувом, это можно признать скорее нормой. Кстати, турбокомпрессор на 1HD-FTE устанавливался собственного производства – он носит марку Toyota CT20B. И претензий к нему минимум – как и к топливному насосу высокого давления (он от японской компании Denso, тесно сотрудничающей с Тойотой).
При этом поздние выпуски модели Land Cruiser 100 имели систему рециркуляции отработавших газов . С учетом возраста машин – а даже самые свежие «сотки» перешагнули уже 15 лет – вполне возможно, что клапан EGR до вас заменили либо удалили предыдущие владельцы. Если это не было сделано, «избавиться» от потенциально проблемной детали все же стоит. Тем более что сейчас во всех регионах России есть специалисты, которые помогут сделать данную процедуру правильно.
В целом с точки зрения надежности двигатель 1HD-FTE, как и большинство силовых агрегатов Toyota, можно назвать образцово-показательным. Плюсом к тому можно назвать и его огромные тяговые возможности, а также способность разгонять 2,5-тонную машину с места до 100 км/час за вполне легковые 13 секунд. Но эксплуатация Toyota Land Cruiser 100 с таким двигателем все же не лишена недостатков:
Во-первых, это транспортный налог. При мощности 204 л.с. в большинстве регионов России он составит 10200 рублей – что также ощутимо при владении заведомо неновой машиной. Хотя существовали и варианты на 196 «лошадок», на практике найти такой очень сложно.
Во-вторых, расход топлива. Производитель заявлял весьма оптимистичные 11-13 литров «на сотню». Но данные числа справедливы лишь для равномерного движения по трассе. Активная городская эксплуатация и уж тем более бездорожье легко способны повысить показатели до 15-17 литров и даже выше. И это мы еще не говорим про специальные внедорожные шины, экспедиционные багажники и шноркели, которые ухудшают аэродинамику, повышают вес машины и сопротивление качению…
В-третьих, традиционная проблема старых дизелей – шумы и вибрации. Для заядлого «джипера» это едва ли является проблемой. А тем, кто традиционно ездит на легковушках, особенно бензиновых, и ценит акустический комфорт – стоит обратить на это внимание перед покупкой.
И четвертое, самое главное: необходимость тщательного выбора АЗС для заправки дизтопливом. Особенно это касается путешествий в отдаленные районы. Помните, что «паленая солярка» – равно как и неграмотное обслуживание – способна сильно повредить даже такого надежному мотору, как 1HD-FTE.
P.S.: 1HD-FTE стал последним дизельным R6 на легковых внедорожниках Toyota. Для модели TLC 200 образца 2008 года его заменили на совершенно новый V8 серии 1VD-FTV.
Автор — Александр Савин
Появившийся в конце 2007 года Toyota Land Cruiser 200 стал…
В мире автоспорта моторы Toyota серии JZ это легенда, навсегда…
На вторичном рынке продается большое количество Opel Astra J по…
В прошлой статье мы рассматривали устройство газобаллонной установки, принцип работы,…
Любой, кто хоть немного знаком с рынком подержанных автомобилей в…
В 2012 году АвтоВАЗ начал продажи автомобиля Lada Largus. Эту…