Плюсы и минусы турбодизеля Toyota 1VD-FTV на Land Cruiser 200

Появившийся в конце 2007 года Toyota Land Cruiser 200 стал существенно крупнее и тяжелее своего предшественника. Кроме того, в двадцать первом веке более высокие требования стали предъявляться к динамике и комфортабельности внедорожников – постепенно превратившихся из сугубо «рабочей лошадки» в автомобиль «на все случаи жизни».

Двигатель Toyota 1VD-FTV, общий вид

Исходя из этого перед инженерами японской компании встал вопрос о радикальном обновлении силовых агрегатов. Ведущий свою историю еще с конца восьмидесятых турбодизель выглядел уже слишком устаревшим. На замену ему разработали принципиально новый двигатель – Toyota 1VD-FTV. Во-первых, здесь изменилась сама компоновка мотора: вместо рядной «шестерки» теперь это был двигатель V8. Общий рабочий объем подрос всего на триста «кубиков», но при этом емкость камеры сгорания в каждом из цилиндров сократилась с почти 700 до 557 см3. А как известно, чем меньше рабочий объем каждого цилиндра, тем менее шумным и вибронагруженным будет весь двигатель. И это была одна из главных целей, которую преследовали инженеры.

Распредвалы Toyota 1VD-FTV приводятся цепями, а далее вниз на коленвал идут зубчатые шестерни. Такой привод ГРМ сперва кажется излишне сложным, но на деле весьма надежен

При этом с 4461 см3 японцы получили целых 286 л.с. – на 40% больше, чем у прежнего турбодизеля Land Cruiser 100. Крутящий момент вырос аж в полтора раза, до 650 Ньютон-метров! Это стало возможным за счет радикального обновления механизма ГРМ и топливной системы. Распредвалов здесь стало целых четыре – по паре на каждую из головок блока. Таким образом, привод газораспределения радикально усложнился, и чтобы не потерять в надежности, инженеры заменили привычный ремень ГРМ на смешанный механизм с двумя короткими цепями и промежуточными шестернями. За счет своего компактного размера цепи работают с минимальными нагрузками и в теории даже способны отработать весь срок службы мотора. На смену устаревшему механизму с регулировочными шайбами клапанов пришли гидротолкатели. Претензий к ним также минимум.

Интересно, что все шестерни ГРМ крепятся на специальном щите, который можно демонтировать в случае капитального ремонта двигателя

Что касается топливной системы, то она также радикально отличается от прежних дизельных «шестерок» компании. В первую очередь, здесь появилась система непосредственного впрыска Common Rail. Первые двигатели Toyota с такой технологией (компания называет ее D-4D) дебютировали еще в 2000 году – но это были компактные четырехцилиндровые агрегаты 1CD-FTV и 1KD-FTV. Последний ставился и на Land Cruiser Prado для западных рынков с хорошим качеством топлива. На «святая святых», то есть «большой» Land Cruiser серии 200, современные технологии внедрили только семь лет спустя: так и появился герой сегодняшнего обзора, 1VD-FTV.

Топливная форсунка с электронным управлением

Во всех случаях главное кроется как раз в аббревиатуре FTV. Буква F (Four) здесь означает четыре клапана цилиндр, TV (Turbocharger Variable) – турбина с изменяемой геометрией. Причем большому V8 на TLC200 достались сразу два турбокомпрессора. Их поставляла японско-американская компания IHI («Ихи»). Этот не слишком распространенный производитель в свое время прославился на Западе тем, что выпускал турбокомпрессоры для суперкаров . К сожалению, на тяжелых внедорожниках именитые «турбочарджеры» зарекомендовали себя не самым лучшим образом. Дело здесь как в сложной конструкции самого узла (напомним, что для обеспечения хорошей тяги в широком диапазоне он имеет изменяемую геометрию крыльчатки), так и в недостаточном контроле качества на заводе!

Турбины на 1VD-FTV довольно компактные, но вызывают большие вопросы к надежности

Причем известны истории, когда как минимум одна из двух турбин переставала выполнять свои функции уже на пробегах 150-200 тысяч километров – по меркам «Крузаков» это смешной километраж. И скорее всего, при поломке турбины владельца машины будут ждать две новости. Хорошая состоит в том, что в большинстве случаев турбокомпрессор подлежит ремонту – даже без использования дорогостоящего «картриджа» крыльчатки. Плохая – в том, что из-за неудачного расположения в моторном отсеке демонтировать любую из двух турбин будет крайне сложно, и сервис попросит за эту процедуру серьезную сумму. Причем нужно иметь ввиду, что турбины IHI не любят резких перепадов температур. По этой причине после длительных поездок двигатель не рекомендуется сразу глушить, дав поработать на холостых оборотах. Проблему помогает решить установка турботаймера.

Сверху на блоке цилиндров “лежит” большой интеркулер охлаждения масла

На фоне возможных проблем с наддувом другие важнейшие узлы двигателя можно назвать вполне удачными и надежными. Это касается и системы впрыска Common Rail. Практически целиком её поставляла компания Denso. Претензий к «новомодным» форсункам с электронным управлением – минимум. Топливный насос высокого давления по-прежнему имеет не очень сложную конструкцию и также показал себя достаточно надежным. Но все же, пусть двигатель 1VD-FTV неплохо переносит российское дизтопливо с фирменных АЗС, поить его «тепловозной солярой» явно не стоит. Хотя бы потому что стоимость одной форсунки составляет до 40 тысяч рублей, ТНВД – порядка 150 тысяч…

«По железу» конструкция 1VD-FTV почти не отличается от современных легковых моторов. Головки блока здесь алюминиевые, двухраспредвальные

Нужно отметить, что ранние выпуски Land Cruiser 200 унаследовали от своих предшественников проблему «масложора». Но в 2010 году виновник данной неприятности – специальная вакуумная помпа для более эффективной смазки двигателя – был заменен на более надежный. Кроме того, за время производства (а оно было долгим, до 2021 года) дизель дорабатывали согласно экологическим требованиям. Ранние модели 1VD-FTV имел стандарт Евро-4, более поздние – Евро-5. Из-за этого в 2012 году мощность двигателя была сокращена до 272 л.с. При этом в России с 2015-го все тот же мотор имел «паспортную» отдачу 249 лошадиных сил – чтобы попасть в более щадящую категорию по транспортному налогу.

С 2015 года на машинах для российского рынка ставился сажевый фильтр — в отличие от EGR, «живучестью» он не отличается

К электрике мотора больших претензий нет. Заводской интервал замены свечей накала  составляет 100 тысяч км. Но на практике они считаются очень «долгоиграющими» и способны проходить в полтора раза больше. А завершим рассказ традиционным вопросом современных «дизелистов»: удалять ли клапан EGR на возрастных экземплярах? Нельзя не отметить, что на TLC200 он ходит дольше, чем у большинства конкурентов – порядка 250 тысяч км. Но после этого пробега избавиться от потенциального источника проблем все же стоит.

Имея очень высокие тяговые характеристики, 1VD-FTV за счет современной конструкции радует экономией топлива: в среднем можно укладываться даже в 12-13 литров на «сотню»

Что в итоге? Преимущества 1VD-FTV давно известны: это огромная тяга в широком диапазоне оборотов и низкая для дизеля вибронагруженность в сочетании с умеренным расходом топлива. Но с точки зрения надежности назвать 1VD-FTV «мотором-миллионником» не получится – все-таки двигатель имеет современную и достаточно сложную конструкцию, а его общий ресурс оценивают примерно в полмиллиона километров. Приобретать такой автомобиль с пробегом выше 300-350 тысяч километров уже не рекомендуется – и даже у машин с вдвое меньшим километражом, увы, не исключена вероятность серьезных поломок. Благо, Toyota Land Cruiser 200 был снят с производства лишь три года назад и на рынке еще достаточно ухоженных «малопробежных» экземпляров. Здесь для покупателя встают лишь вопросы грамотного выбора – и, конечно, цены…

Автор — Александр Савин

Toyota Land Cruiser 200 ’2007-2011

Двигатель 1HD-FTE довольно широко известен в России благодаря популярному внедорожнику…
В прошлой статье мы рассматривали устройство газобаллонной установки, принцип работы,…
В 2012 году АвтоВАЗ начал продажи автомобиля Lada Largus. Эту…
Борьба автомобильных инженеров за экологию привела к появлению в конструкции…
Двухсотый «крузак» – автомобиль в высшей степени необычный. Судя по…
Renault F4R это двухлитровый двигатель, известный в России по автомобилям…

Ссылка на основную публикацию