Почему дымит турбодизель

Если покататься за старыми грузовиками и автобусами, то может показаться, что обильный дым из выхлопной трубы это их врожденная особенность. Но нет – при нормальной работе дизельные двигатели дымить сверх меры не должны, а обильные клубы из выхлопной системы признак того, что что-то работает не так. Что именно, мы попробуем рассказать в этом материале, а заодно ответим на вопрос – почему же вокруг так много дымящих дизелей.

Дымит турбодизель

Черный

Обильный дым из выхлопной трубы дизельного мотора может быть разных цветов. Чаще всего этот дым черный. Общая причина появления такого явления – неполное сгорание топлива в цилиндрах. Звучит максимально общо, так оно и есть: к этой проблеме может приводить целый комплекс самых разнообразных причин.

Во-первых, у мотора есть проблемы с ТНВД. Это сложный механизм, в котором есть чему ломаться. Может быть изношен регулятор оборотов или плунжерные пары, а еще насос может быть неправильно настроен и заливает мотор. Диагностика ТНВД это обширная тема для отдельной статьи.

На фото ТНВД

Во-вторых, могут быть неисправны топливные форсунки. Обычно там две поломки. К черному дыму приводит неплотное закрытие. Из-за него в цилиндры проникает дополнительная солярка, которая уже не успевает сгорать из-за нехватки воздуха для качественной смеси. И вот он дым.

Топливная форсунка турбодизеля 1.5 K9K

В-третьих, черная пелена может свидетельствовать о сниженной мотора. Само устройство таких двигателей говорит о том, что если поршень не смог на такте сжатия создать необходимые для самовоспламенения давление и температуру, то процесс горения в цилиндре будет нештатным – часть солярки не успеет прогореть и отправится в выхлопную трубу.

В-четвертых, черный дым может указывать на неполадки в системе подачи воздуха. Проблемы могут быть разные, как банальные, типа забитого воздушного фильтра или наличия подсоса, так и глобальные, вроде изношенной и умирающей турбины. Результат всегда одинаков – в мотор поступает неадекватное количество воздуха, что негативно влияет на топливную смесь.

Повреждена крыльчатка турбодизеля

Наконец пятый, очень актуальный для нашей страны пункт – некачественное топливо. Мотор и автомобиль могут быть полностью исправны, но если залить в бак какую-то «бодягу», то черный дым может появится из-за нее. Такая смесь просто будет плохо гореть. Хотя плохое топливо не обязательно исключает другие причины – они могут комбинироваться между собой.

Дизельное топливо

А что есть дым не черный, а серый? Причины те же самые, смесь неправильная, топливо не до конца сгорает, просто явление еще выражено очень слабо. Это как в природе: серый это тоже черный, просто не такой насыщенный.

Синий

Этот дым появляется у дизельных двигателей заметно реже, но такие случаи тоже есть. Вообще, есть разные его описания. Наверное, называть такой дым чисто синим неправильно, это или сине-серый или сизый дым. Но от просто серого его отличить несложно. Главная причина появления синего дыма – попадание масла в камеру сгорания. Самих причин для этого явления много – сильный износ цилиндра, поломка поршневых колес, перелив масла и так далее. Без разборки мотора понять точную причину не получится. Проконтролировать себя при диагностике по дыму можно проверяя уровень масла, при обильном синем дыме он должен снижаться.

Попадание масла в камеру сгорания

А что если расхода масла нет? В качестве альтернативы появлению синего дыма может быть группа причин, ухудшающих качество распыления топлива. Тут может быть и неправильное время впрыска, и поломка форсунки, и снижение давления впрыска. Такие причины тоже не очень приятно ремонтировать, поэтому появление синего дыма в любом случае серьезный звонок для владельца дизельного автомобиля.

Белый

По белому дыму дизельный мотор ничем не отличается от бензинового. Чаще всего так выходит конденсат, который скапливается в выхлопной системе. Чем ниже температура окружающей среды тем его больше, поэтому зимой даже сильные клубы белого дыма не должны вызывать подозрений.

Белый дым из трубы

Другое дело если много белого дыма появляется в жару, вот тут уже возможны проблемы. Симптом у «нештатного» белого дыма один – в цилиндры попадает охлаждающая жидкость. Чаще всего это случается из-за нарушения герметичности прокладки головки блока, но, вообще, могут быть и другие причины типа повреждения шланга подогрева дроссельной заслонки или трещины в блоке цилиндров или неисправности турбины, но это все прямо редкие случае, чаще всего причина в прокладке.

В общем, причин подымить у дизельного мотора много, почти любая неисправность сразу проявляет себя в изменении количества и цвете отработанных газов. Самыми страшными являются синий и белый дым (если это не конденсат), с ними автомобиль нельзя эксплуатировать и нужно срочно заниматься ремонтом. Черный дым это тоже не есть хорошо, это симптом того, что некоторые проблемы в топливной системе уже появились, но обычно на эксплуатацию прямо сейчас такой выхлоп влияет несильно. Вот поэтому вокруг так много чадящих дизелей – да, у них неправильная смесь, повышенный расход и изношенное топливное оборудование, но пока ездить они могут. Ремонт откладывается на традиционный русский авось.

Автор — Александр Нечаев

Легендарная российская Нива выпускается с 1977 года. Модель создавалась для…
История Nissan Teana на российском рынке – это история борьбы.…
Если у автомобиля появляются прозвища в народе – это успех.…
А вы знали, что новая Lada Niva Travel — это…
В Nissan начали делать кросс-купе когда это еще не стало…
Если бы проводился конкурс на самый худший мотор за последние…

Ссылка на основную публикацию