Если покататься за старыми грузовиками и автобусами, то может показаться, что обильный дым из выхлопной трубы это их врожденная особенность. Но нет – при нормальной работе дизельные двигатели дымить сверх меры не должны, а обильные клубы из выхлопной системы признак того, что что-то работает не так. Что именно, мы попробуем рассказать в этом материале, а заодно ответим на вопрос – почему же вокруг так много дымящих дизелей.
Черный
Обильный дым из выхлопной трубы дизельного мотора может быть разных цветов. Чаще всего этот дым черный. Общая причина появления такого явления – неполное сгорание топлива в цилиндрах. Звучит максимально общо, так оно и есть: к этой проблеме может приводить целый комплекс самых разнообразных причин.
Во-первых, у мотора есть проблемы с ТНВД. Это сложный механизм, в котором есть чему ломаться. Может быть изношен регулятор оборотов или плунжерные пары, а еще насос может быть неправильно настроен и заливает мотор. Диагностика ТНВД это обширная тема для отдельной статьи.
Во-вторых, могут быть неисправны топливные форсунки. Обычно там две поломки. К черному дыму приводит неплотное закрытие. Из-за него в цилиндры проникает дополнительная солярка, которая уже не успевает сгорать из-за нехватки воздуха для качественной смеси. И вот он дым.
В-третьих, черная пелена может свидетельствовать о сниженной мотора. Само устройство таких двигателей говорит о том, что если поршень не смог на такте сжатия создать необходимые для самовоспламенения давление и температуру, то процесс горения в цилиндре будет нештатным – часть солярки не успеет прогореть и отправится в выхлопную трубу.
В-четвертых, черный дым может указывать на неполадки в системе подачи воздуха. Проблемы могут быть разные, как банальные, типа забитого воздушного фильтра или наличия подсоса, так и глобальные, вроде изношенной и умирающей турбины. Результат всегда одинаков – в мотор поступает неадекватное количество воздуха, что негативно влияет на топливную смесь.
Наконец пятый, очень актуальный для нашей страны пункт – некачественное топливо. Мотор и автомобиль могут быть полностью исправны, но если залить в бак какую-то «бодягу», то черный дым может появится из-за нее. Такая смесь просто будет плохо гореть. Хотя плохое топливо не обязательно исключает другие причины – они могут комбинироваться между собой.
А что есть дым не черный, а серый? Причины те же самые, смесь неправильная, топливо не до конца сгорает, просто явление еще выражено очень слабо. Это как в природе: серый это тоже черный, просто не такой насыщенный.
Синий
Этот дым появляется у дизельных двигателей заметно реже, но такие случаи тоже есть. Вообще, есть разные его описания. Наверное, называть такой дым чисто синим неправильно, это или сине-серый или сизый дым. Но от просто серого его отличить несложно. Главная причина появления синего дыма – попадание масла в камеру сгорания. Самих причин для этого явления много – сильный износ цилиндра, поломка поршневых колес, перелив масла и так далее. Без разборки мотора понять точную причину не получится. Проконтролировать себя при диагностике по дыму можно проверяя уровень масла, при обильном синем дыме он должен снижаться.
А что если расхода масла нет? В качестве альтернативы появлению синего дыма может быть группа причин, ухудшающих качество распыления топлива. Тут может быть и неправильное время впрыска, и поломка форсунки, и снижение давления впрыска. Такие причины тоже не очень приятно ремонтировать, поэтому появление синего дыма в любом случае серьезный звонок для владельца дизельного автомобиля.
Белый
По белому дыму дизельный мотор ничем не отличается от бензинового. Чаще всего так выходит конденсат, который скапливается в выхлопной системе. Чем ниже температура окружающей среды тем его больше, поэтому зимой даже сильные клубы белого дыма не должны вызывать подозрений.
Другое дело если много белого дыма появляется в жару, вот тут уже возможны проблемы. Симптом у «нештатного» белого дыма один – в цилиндры попадает охлаждающая жидкость. Чаще всего это случается из-за нарушения герметичности прокладки головки блока, но, вообще, могут быть и другие причины типа повреждения шланга подогрева дроссельной заслонки или трещины в блоке цилиндров или неисправности турбины, но это все прямо редкие случае, чаще всего причина в прокладке.
В общем, причин подымить у дизельного мотора много, почти любая неисправность сразу проявляет себя в изменении количества и цвете отработанных газов. Самыми страшными являются синий и белый дым (если это не конденсат), с ними автомобиль нельзя эксплуатировать и нужно срочно заниматься ремонтом. Черный дым это тоже не есть хорошо, это симптом того, что некоторые проблемы в топливной системе уже появились, но обычно на эксплуатацию прямо сейчас такой выхлоп влияет несильно. Вот поэтому вокруг так много чадящих дизелей – да, у них неправильная смесь, повышенный расход и изношенное топливное оборудование, но пока ездить они могут. Ремонт откладывается на традиционный русский авось.
Автор — Александр Нечаев
Легендарная российская Нива выпускается с 1977 года. Модель создавалась для…
История Nissan Teana на российском рынке – это история борьбы.…
Если у автомобиля появляются прозвища в народе – это успех.…
А вы знали, что новая Lada Niva Travel — это…
В Nissan начали делать кросс-купе когда это еще не стало…
Если бы проводился конкурс на самый худший мотор за последние…