Коррозия автомобиля – процесс долгий и постепенный. Не бывает так, что сегодня новая машина, а завтра раз – и дырявый дуршлаг, деградирование происходит медленно. Одним из первых факторов, указывающих на начало коррозии, является вспучивание краски. Покрытие вдруг становится буграми и как бы начинает отставать от кузова. Иногда цвет при этом сохраняется, иногда появляются ржавые пятна или потеки. Что это за вздутия и как с ними бороться – мы рассказываем в этом материале.
Заводской окрас
Сначала разберем случаи, когда вспучивается краска на автомобилях без кузовного ремонта, которые были собраны и окрашены в заводских условиях. Чаще всего проблемы тут возникают из-за начавшейся коррозии металла. Кузовной элемент подгнивает, краска от него отходит и начинаются вздутия. Но почему этот процесс запускается? Ведь кузов вроде бы защищен грунтом, краской, лаком, а на оцинкованных машинах еще и слоем цинка? Увы, нет ничего вечного. Как не защищай, все равно проблема рано или поздно возникнет.
Причин тут две:
1. Механическое повреждение защитного слоя. Сюда можно отнести как крупные сколы, которые хорошо заметны невооруженным глазом, так и мелкие трещинки, которых вроде не видно, но они все равно есть, и пропускают через себя влагу.
2. Изменение самого металла под защитой. Если сталь не очень качественная, и если грунт дешевый, то кузовные элементы могут начать процессы коррозии под краской.
Обычно у разных автомобилей есть свои слабые места, с которых чаще всего начинается коррозия. Такие участки возникают либо из-за особенностей технологии сварки и окраски кузова, либо из-за нюансов конструирования и эксплуатации. Например, в первые годы выпуска многие владельцы почти сразу после покупки обращались к дилеру по поводу вспучивания краски на крышке багажника. Очевидно, что производитель тут где-то накосячил, то ли краска ложилась неправильно, то ли в штамповке была проблема – точно неизвестно, но массовость определенно указывает на технологические проблемы. Причем именно с крышкой багажника – в других частях машины такого явления не было. По гарантии элемент без вопросов перекрашивали, но осадочек все равно оставался.
Другой пример – внутренние кромки дверей . На вазовском универсале именно там почти всегда начинается коррозия. Это нельзя назвать технологическим браком, потому что первые вздутия появляются через 5-7 лет после начала эксплуатации, но, очевидно, что в дверях сделан крайне неудачный дренаж, внизу постоянно скапливается вода, а окрас внутренней части дверной панели слабый, поэтому металл через какое-то время начинает сдаваться даже без видимых повреждений наружней краски. Тут, конечно, уже никакой гарантии.
Незаводской окрас
Еще одним случаем вспучивания краски могут быть проблемы с конфликтом материалов. Это актуально для последующего ремонта и окраса в незаводских условиях. Все-таки крупные производители проводят много тестовых сборок и прогонов, и если компоненты краски начнут конфликтовать, то это обнаружится еще до начала серийного производства. А вот условиях гаражных работ такое явление возможно. Иногда краска вспучивается после покраски из-за банальных ошибок в технологии ремонта или слабой материальной базе мастера и мастерской. Все-таки это не заводской окрас, что ни говори.
Обычно «конфликт» возникает между грунтом и краской (но бывают и другие варианты), поэтому перед работами нужно обязательно проверять совместимость. Иначе краска может просто не лечь и отскакивать кусками. От коррозии эта ситуация отличается тем, что, во-первых, металл не страдает, а во-вторых, это очень быстрый процесс, вздутия заметны через короткий срок после покраски. Нельзя сказать, что это частая ситуация, но при некачественном ремонте она возможна.
Что делать
Каких-то простых способов ремонта вздутий краски не существует, а технология, по большому счету, везде одна и та же. Причем она одинакова как с проблемами заводского окраса, так и с конфликтом материалов.
Оставлять вздутую краску нельзя. Даже если коррозии под вспучиванием нет, она скоро появится из-за свободных полостей около металла. Так что старый слой краски нужно счистить. Если участок небольшой, наверное, это можно сделать и вручную, но обычно пользуются шлифовальной машиной или болгаркой. Сильно упрощает работы использование химии, в продаже есть специальные смывки для краски.
После того как краска зачищена, нужно уделить внимание металлу. Обычно какие-то признаки коррозии там все-таки уже есть, поэтому нужно их удалить (например, наждачкой) и обработать участок преобразователем ржавчины.
Завершающий этап – покраска. Тут все по технологии: сначала грунтование, потом окрашивание и, наконец, нанесение лака. Покраска при таком ремонте ничем не отличается от других видов автомобильных малярных работ.
Как ремонтировать понятно, но два вопроса все равно остаются. Первый – когда нужно начинать ремонт. Многим автовладельцам не хочется из-за мелкого вздутия затевать серьезную работу с перекраской. Увы, но промедление и оттягивание тут ничем не поможет. Само вздутие не пройдет, а только будет увеличиваться в размерах. Кроме того, если металл начал гнить, то если ничего не предпринимать, то прямо под краской он может дойти до сквозной коррозии. Так что, как не хотелось бы, но ремонт вздутий лучше не откладывать – ничего выгадать в таких ситуациях не получится.
Второй вопрос – нужно ли перекрашивать деталь целиком. Это тоже может быть очень обидно владельцу. Участок вздутия небольшой, а красить все крыло или дверь. Официальные технологии именно так и предписывают поступать, но частные мастера без проблем красят переходом. Это сложнее и больше риск получить плохой результат, но все равно такая окраска имеет смысл. Принимать решение по окраске целого элемента или с переходом нужно в каждом случае индивидуально. Какая площадь пораженного элемента, наружный или внутренний этот элемент, если ли грани или изгибы где можно замаскировать переход и так далее… В разных ситуациях разумное решение может быть разным.
Вообще, вспучивание краски коварная и неприятная ситуация. Вроде бы сразу она ничем не угрожает автомобилю, не влияет на скорость и даже комфорт. Но потенциально это мина замедленного действия, которая постепенно будет ухудшать кузов, снижать внешнюю привлекательность и цену машины. А ремонт не самый простой и дешевый даже если выполнять его своими силами. Но, увы, просто «забить» на вспучивание это плохой вариант, лучше сразу исправлять мелкие очаги, чтобы они потом не переросли в большой участок поражения.
Автор — Александр Нечаев
В свое время мы сделали большой материал, посвященный автомобилям на…
Скрип тормозов – вещь в большинстве случаев не опасная, но…
Знакомая многим автовладельцам ситуация — потеет фара. Особенно это актуально…
В автомобильной жизни диагноз «проворот вкладышей» сравним в медицине с,…
Если сев за руль, вы обнаружили, что двигатель не заводится,…
Какая бы погода не была на улице, автомобиль задуман так,…