Почему взлетели цены на машины и что будет дальше

Последние несколько недель наша редакция записывала ролики из автосалонов с реальными ценами на новые автомобили. Посмотреть их можно . Сразу скажем, что по жанру это близко к фильмам ужасов. уверенно перешагнула отмету в миллион рублей, и – 1,5, , в хороших комплектациях – 2, бюджетные кроссоверы – 2,2-2,5, кроссоверы среднего класса дороже 3 миллионов, ну а дальнейшие цены уже совсем травмируют психику. Правительство передвинуло лимит налога на роскошь с 3 миллионов рублей на 10 миллионов, но по сути сегодня любой новый автомобиль – роскошь. Напрашиваются два исконных русских вопроса – кто виноват и что делать.

В автосалоне Audi — видео смотрите

Разбежавшись, прыгнул со скалы

Первый виновник жутких цен, конечно, курс рубля. Хоть экономисты нам и говорят, что каждые 10 рублей курса это только 1% инфляции, но автомобилей это не касается. В автопроме почти все импортное. И если курс обвалился в 1,5 раза, то машины должны в 1,5 раза подорожать. Очень простая арифметика. Да, на примере 2015 года мы видели, что производители не очень любят шоковую терапию, не рубят ценники сразу, понемногу подтягивают, но благотворительностью в автопроме никто не занимается – увеличилась себестоимость, поднимается и цена.

Курс доллара

Что будет с рублем – никому не известно. Может еще упасть, может вернуться в какие-то разумные значения (цена на нефть, все-таки, высока). Понятно, что в район 70 курс уже не вернется никогда, но значение 90 не кажется фантастикой при благоприятном развитии событий. Снизятся ли тогда цены? Думаем, что да, но косвенно. В автопроме не принято переписывать рекомендованные розничные цены вниз, но зато в благоприятные времена начинают процветать скидки, подарки, выгодные трейд-ин, утилизации и прочее. Формально цена прежняя, но для покупателя машина обходится дешевле. Но это, конечно, при условии, что будет решена проблема дефицита.

Уходя не уходи

Оказывается, что последний год, когда все писали, что машин не хватает из-за , мы еще и не знали, что такое дефицит. Тогда было изобилие, дефицит сейчас. Почти все автобренды заявили о приостановке поставок в Россию машин и запчастей. Прекратили работу (пока что с формулировкой временно) почти все заводы. Новым автомобилям взяться просто неоткуда. В салонах только старые запасы, которых мало и цены на которые установлены из расчета на людей, которые будут брать за любые деньги.

Автомобили BMW —

Санкционное ограничение одно – на импорт машин из Европы дороже 50 тысяч евро. Для рядовых автовладельцев это не проблема – даже в благополучные годы мало кто мог себе позволить такие автомобиль. В остальном запретительный ограничений нет, но мировые производители сами не хотят везти. И заводы все свои остановили. Но, что характерно, совсем с российского рынка уходить никто не хочет, во всяком случае заявлений таких не было. Сейчас поставки могут выглядеть токсично с точки зрения общественного мнения и проблемно с точки зрения перевода денег, поэтому пока все у всех на паузе. Все ждут нормализации ситуации.

Старая проблема, а именно поставки электронных компонентов, никуда не делась. Запчастей, а прежде всего электронных блоков, не хватает катастрофически. Отлить металлических кузовов, моторов и коробок передач можно сколько угодно, но современные машины без электроники не могут сойти с конвейера. Казалось бы, какое дело до санкций АвтоВАЗу, но он тоже толком не работает. Недавно была новость, что тольяттинские закупщики смогли найти компоненты на 2000 автомобилей (Грант и старых Нив) и это преподносилось как чудо – целых два дня завод сможет что-то выпускать. Но что такое 2000 машин на страну. Китайцы и, кстати, японцы понемногу завозят, но мало, очень мало.

Сколько стоят сейчас автомобили

Чемодан без ручки

Когда ситуация начнет стабилизироваться – непонятно, потому что весь автопром зависит от поставок запчастей из заграницы. Даже на АвтоВАЗе признали, что без импортных компонентов смогут выпускать разве что два поколения . Даже Гранту уже нет. Возможно, чуть поможет отказ от обязательных систем и ГЛОНАСС, которые сегодня требуются на законодательном уровне, но пока об этом не слышно – на уровень карбюраторных «девяток» завод возвращаться не собирается. УАЗ? Там еще хуже ситуация – в Патриоте , раздатка и мосты нероссийского производства, сам завод разве что «буханки» и Хантеры может выпускать. У ГАЗ новые поколения грузовиков и микроавтобусов идут с американским дизелем китайской сборки и кучей электроники, разве что поколение «Бизнес» можно делать с отечественными бензиновыми моторами, но оно настолько хуже, что сегодняшних водителей уже не удовлетворяет. КАМАЗ вроде как вернулся к выпуску старый моделей «Евро-2», получив специальное разрешение от правительства.

В автосалоне Lada —

На этом фоне все чаще звучит слово «национализация», особо любят ее применять к иностранным автозаводам. Мол, давайте заберем все заводы у «буржуев», наладим себе выпуск, назовем машины как-нибудь иначе и будем ездить. Но так говорить могут только те, кто ничего не понимает в автопроме. Сегодня завод с оборудованием это просто груда металлолома, которая сама по себе ничего не сделает. Сварочные роботы не будут варить кузова без специальных программ, окраска идет по компьютерной модели, конвейерами управляют хитрые системы – а все программы и пароли в руках правообладателей. Да и что выпускать, если компонентов нет. Даже на локализованных моторных производствах двигателя в России собирают из импортных комплектующих. Своих компетенций на весь спектр запчастей у нас нет. И быстро они точно не появятся. Национализировать заводы – это значит полностью их остановить.

На заводе Renault

Но если так, то что делать? Увы, пока нет позитивного ответа. Непонятно на какой срок наложены санкции, сколько иностранные бренды будут ждать, насколько сможет активизироваться Китай (у низ заводы встали из-за коронавируса), как будет с поставками компонентов у тех, кто хочет продолжать выпуск машин в России. Но мы все-таки живем при рыночной экономике, которая отличается гибкостью. Совсем без машин не останемся, будет спрос найдутся и возможности обеспечить предложение. Может на фоне санкций немного активизируется наши производители, может будет больше компонентов, которые раньше были плохи по соотношению цена/качество, а теперь окажутся и ничего, может мы будем знакомиться с чудными представителями индийского автопрома, может получится наладить импорт подержанных авто, а может все просто будет идти через и Казахстан как и шло раньше. Сейчас никто точно не понимает механизмы работы.

Однако одно уже довольно очевидно – снижение ВВП в экономике страны серьезно скажется на уровне жизни. И автомобильная сфера тут будет очень показательной. Часть потенциальных водителей машины уже не смогут себе позволить, другим придется снизить планку притязаний. Например, если раньше задумывался о , то теперь Гранта твой выбор, ездил на люксовых немецких брендах – смотри что-нибудь у китайцев и так далее. На лошадей не пересядем, но поступиться комфортом и надежностью несомненно придется.

Рядовым автовладельцам сейчас самое лучшее – беречь те машины, которые у них есть. Больше внимания уделять обслуживанию, не расходовать лишний раз ресурс на сомнительные авантюры, избегать ДТП. Глядишь, и получится дотянуть до того момента, когда новая машина не будет роскошью.

Автор — Александр Нечаев.

Чтение обзоров новых автомобилей может быть делом увлекательным. Журналисты и…
В свое время мы сделали большой материал, посвященный автомобилям на…
Разбирая причины, по которым в современных двигателях гнет клапана, мы…
Многие автолюбители спрашивают, почему курс валют упал, а цены на…
Автомобиль без датчиков далеко не уедет. Датчик скорости — не…
Об опыте длительной эксплуатации Lada Largus 2015 года выпуска мы…

Ссылка на основную публикацию