Весной 2007 года Lada Priora стала первым автомобилем Волжского завода, премьеру которого провели по международным стандартам. Журналистов ведущих изданий пригласили на тест-драйв в живописные места Краснодарский край. И хотя это было время ажиотажного спроса на иномарки, новинка из Тольятти среди них не затерялась: за 11 лет выпустили около миллиона таких автомобилей и огромное количество из них до сих пор колесят по нашим дорогам.
Главный секрет популярности – доступность. Lada Priora стала настоящим бестселлером в регионах, где уровень жизни традиционно чуть ниже среднероссийского: это Поволжье и Северный Кавказ. Причем на юге страны автомобиль до сих пор пользуется феноменальной популярностью на вторичном рынке.
Ни для кого не секрет, что «Приора» является результатом глубокой модернизации ВАЗ-2110: от неё почти без изменений были взяты остов кузова и основные узлы ходовой части – а внешний декор, дизайн интерьера и электрика были новые. В двухтысячные годы как раз такую схему поставили на поток китайские производители, только они брали за основу не собственные машины, а старые модели именитых марок. Но если «китайцы» всячески удешевляли их, превращая в подделки с низким качеством изготовления, то АвтоВАЗ действительно поработал над тем, чтоб сделать «Приору» во всех смыслах лучше, чем «десятка». И удивительным образом ему это удалось: даже самые ранние машины почти избежали «детских» болезней и не проигрывали – а в чем-то даже выигрывали – в надежности у своих прямых конкурентов вроде Chevrolet Lanos!
Стоит отметить, что часть новых для Лады технических решений была обкатана еще на «Калинах» ранних выпусков 2004-2007 годов. Например, «Приора» уже практически не имела проблем с электроусилителем руля. Интересно, что классический жидкостный ГУР на модель тоже ставился, являя собой копию насоса ZF. Среди прочего Priora (ее заводской индекс – ВАЗ-2170) стала первым тольяттинским автомобилем, уже в базовой комплектации имевшим 16 клапанов, водителя и частичный электропакет. С началом финансового кризиса 2009 года завод все же вынужден был выпустить более простую и доступную модификацию с минимумом электрики и восьмиклапанным мотором.
Но на «вторичке» такие машины спросом не пользуются. Тем более что одним из самых главных достоинств «Приоры» всегда считали двигатель, а именно его характеристики! Для снижения транспортного налога у полноценного 16-клапанного варианта в паспорте числились 98 «лошадок», но очень скоро пошли слухи о том, что в реальности мощность побольше. Называли числа 105-107 л.с. По крайней мере, в динамике разгона до «сотни» машина не проигрывала 105-сильному . Сам по себе мотор «Приоры» конструктивно ничего принципиально нового в себе не нес. Хотя он имел заводской индекс ВАЗ-21126 и был разработан специально для «Приоры», но имел в своей основе широко известный двигатель «восьмерки».
К счастью, особой «ломучестью» эта версия не отличается. Но традиционно слабое место ВАЗовских моторов – ремень ГРМ. Если быть точным, на «Приорах» ранних выпусков производитель следил за качеством комплектующих и обещал плановый пробег родного ремня не менее 105 тысяч километров! Конечно, при замене его на неоригинальный аналог рекомендуется сократить интервал как минимум вдвое. Качество российских запчастей в магазинах традиционно разнится, нередки и подделки. Проблему осложняет то, что при обрыве ремня ГРМ почти всегда , особенно на 16-клапанных версиях. Так называемые «безвтыковые» моторы АвтоВАЗ начал выпускать как раз в 2018 году, когда «Приору» сняли с производства.
Среди главных плюсов модели можно выделить следующие:
- В сравнении с ВАЗ-2110 завод поработал над настройками подвески. Были четко выверены углы установки колес, подобраны более качественные амортизаторы – что значительно улучшило управляемость. При этом «Приора» не растеряла важное преимущество, отличную плавность ходы. Также считается, что у модели не самая плохая шумоизоляция и очень хорошая экономичность.
2. Про выросшее качество сборки уже сказано выше, но и сам кузов «Приоры» стал выглядеть симпатичнее: не только за счет более удачно «вырезанных» колесных арок и новой оптики, но и благодаря тому, что зазоры кузовных деталей не здесь «гуляют», как это нередко было у «десятки».
3. Была улучшена эргономика посадки и заметно«подтянулось качество материалов в салоне – оно здесь выше, чем у ВАЗ-2110 (которую собирали словно на «коленке») и даже чем у Гранты. По комплектациям «Приора» обычно не проигрывала, а даже выигрывала у конкурентов-иномарок вроде уже упомянутого Lanos или .
4. Акцентироваться на доступности обслуживания и запчастей, пожалуй, не стоит – это традиционный плюс продукции Лада. Причем чем ближе к югу России – тем больше выбор магазинов и автосервисов. Но самое главное то, что своего владельца «Приора» в любом случае не разорит.
5. Для «Приоры» есть много готовых решений по тюнингу. Особенно в свете того, что она быстро стала очень популярным автомобилем у молодежи, в каком-то смысле заменив «восьмерки» и «девятки».
Недостатков модель, как и любой недорогой автомобиль, тоже не лишена:
1. Не самое лучшее «советское» наследие по основным деталям. В частности, сильно ухудшали впечатление доставшиеся от ВАЗ-2110 двери, которые закрывались с грохотом и имели неприятные, слишком «кондовые» на ощупь наружные ручки. Хотя в 2013 году данную проблему устранили.
2. Довольно низкие жесткость кузова и .
3. Есть традиционные для тольяттинских машин «хронические болячки» по электрике.
4. Не самый просторный салон. На седане спинка заднего сиденья не складывается.
5. Довольно низкой популярностью пользовался универсал. Во-первых, из-за специфического дизайна задней части кузова со скошенными окнами. Во-вторых, еще и из-за того, что все семейство «Приоры» быстро получило славу «молодежного», а примерные семьянины все-таки предпочитали машины с более спокойным, семейным имиджем. Хотя в небогатой провинции «Приора» часто используется в качестве единственного автомобиля на все случаи жизни, но в больших городах она – особенно с тонировкой и «красивыми» колесами – до сих пор воспринимается как «пацанское-хулиганский» автомобиль. И некоторые водители даже стараются держаться от него подальше…
Исходя из сказанного можно резюмировать, что покупка «Приоры» в 2024 году является скорее мерой вынужденной – когда есть необходимость иметь автомобиль, а бюджет крайне ограничен. Особенно это касается машин ранних выпусков 2007-2012 годов, уже порядком «укатанных». На этом фоне автомобили 2013 года и свежее выглядят заметно предпочтительнее, и не только из-за возраста.
Осенью 2013-го завод провел рестайлинг, в ходе которого заменил множество деталей. Здесь и бамперы, и дверные ручки, и зеркала (они стали более удобными и получили «поворотники»), и новая центральная консоль интерьера. Почти все модели уже имели кондиционер, а дорогие комплектации – даже и боковые подушки безопасности!
Такой автомобиль в хорошем состоянии уже выльется в довольно солидный бюджет. Зато его даже можно рассматривать в качестве своеобразной «покупки по фану». Например, для каких-то доработок и тюнинга. Ведь для молодежи, особенно в регионах, «Приора» по-прежнему актуальна!
Автор — Александр Савин
С давних пор я хотел иметь два автомобиля. Один для…
В процессе эксплуатации Lada 4×4 мне хотелось больше комфорта и…
На вторичном рынке продается большое количество Opel Astra J по…
В прошлой статье мы рассматривали устройство газобаллонной установки, принцип работы,…
Любой, кто хоть немного знаком с рынком подержанных автомобилей в…
В 2012 году АвтоВАЗ начал продажи автомобиля Lada Largus. Эту…